Бесправников разделили
09.10.2025
Белорусский парламент решил внести изменения в Административный кодекс – дифференцировать ответственность для лиц, не имеющих права управления транспортными средствами. Ведь не иметь его можно по разным причинам – от пьянки за рулем до неуплаты алиментов.
Либеральный подход
Проект Закона «Об изменении кодексов по вопросам административной ответственности», принятый депутатами Палаты Представителей, весьма занятный. По словам зампредседателя Постоянной комиссии по законодательству нижней палаты парламента Александра Омельянюка, отдельные категории бесправников могут рассчитывать даже на умеренную либерализацию.
Ныне административная ответственность установлена для лица, управляющего ТС и не имеющего такого права. Под эту категорию попадают и лица, которые прав никогда не получали и не обучались в автошколе, и лица, лишенные права управления за совершение правонарушений, предусмотренных КоАП, и лица, у которых истек срок действия водительского удостоверения. А это разные с точки зрения логики и юридического права степени вины.
Очевидно, что тот, кто лишен прав за пьянку за рулем и тот, кто просто по невнимательности или по другим причинам просрочил срок действия водительского удостоверения и продолжает управлять автомобилем, – это, как говорится, две большие разницы, но в настоящий момент ответственность предусмотрена одной статьей КоАП.
- Ст. 18.14 КоАП. Управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления. Управление ТС лицом, не имеющим права управления этим средством, а равно передача управления лицу, не имеющему права управления, влекут наложение штрафа в размере от пяти до 20 базовых величин. 2. Те же действия, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, – штраф от 20 до 50 базовых величин, или общественные работы, или административный арест.
Законопроектом вносятся изменения, которые будут разграничивать категории нарушителей, управляющих автотранспортом без прав. Например, для тех, кто не продлил срок действия водительского удостоверения, ответственность будет мягче. Кроме того, таких водителей не будут привлекать к ответственности по уголовной статье, которая сейчас предусмотрена.
- Ст. 317-2 УК. Управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления. Управление ТС лицом, не имеющим права управления этим средством, если это деяние совершено неоднократно, наказывается общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до шести месяцев, или арестом с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения. Деяние признается совершенным лицом неоднократно, если это лицо в течение одного года после наложения административного взыскания за управление ТС лицом, не имеющим права управления, по ч. 2 ст. 18.14 КоАП (повторность нарушения), вновь управляло транспортным средством, не имея на это права.
Таким образом управление ТС с просроченными правами будет выделено в отдельный состав правонарушений, а само деяние из категории значительных правонарушений переведут в категорию проступков.
- Значительные правонарушения – если по КоАП предусмотрен штраф, превышающий 10 базовых величин, проступки – предусмотрен штраф до 10 базовых величин (ст. 2.2 КоАП «Категории административных правонарушений»).
Штраф составит от двух до пяти базовых (84–210 рублей), а неоднократное совершение такого проступка не будет наказываться по уголовному законодательству.
А вот любителям сесть за руль притом что водитель лишен права управления по «пьяной» ст. 18.15 КоАП «Управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством такому лицу либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования)» никаких поблажек от законодателей не будет. Либерализация для этой категории «лишенцев» не предусмотрена законопроектом. Как и для других статей КоАП, которыми предусмотрено лишение прав, например, невыполнение требований об остановке ТС по требованию инспектора ГАИ. Так что повезло только «просроченникам».
Пока же законодательство в отношении бесправников остается прежним, о дате вступления в силу обновленного КоАП будет сообщено дополнительно.
Пешеходам – без предупреждения
По статистике Госавтоинспекции, множество правонарушений совершается пешеходами в состоянии алкогольного опьянения. По этой причине они сами становятся жертвами своих действий.
«В настоящий момент пешеход, находящийся в состоянии опьянения, за первое такое нарушение будет только предупрежден. Законодатели считают, что этого недостаточно. Поэтому корректировка предусматривает ответственность пешехода, который находится в таком состоянии. Без предупреждения он может быть сразу привлечен к административной ответственности», – пояснил Александр Омельянюк.
- Ст. 18.20 КоАП. Нарушение правил дорожного движения пешеходом и иными участниками дорожного движения либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования). Нарушение правил дорожного движения пешеходом, лицом, управляющим велосипедом, гужевым транспортным средством, или лицом, участвующим в дорожном движении и не управляющим транспортным средством, влечет наложение штрафа в размере от одной до трех базовых величин. Нарушение правил дорожного движения лицами, указанными в ч. 1 настоящей статьи, совершенное в состоянии алкогольного опьянения или состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения или состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, влекут наложение штрафа в размере от трех до пяти базовых величин.
Согласно п. 17.5 ПДД, пешеход обязан по требованию сотрудника ГАИ пройти в установленном порядке проверку (освидетельствование) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ.
Евгений ГРАЧЕВ, «Транспортная безопасность»

