bannerHeader2
bannerHeader1

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

Провинился – лишился

10.10.2025

Провинился – лишился

В начале прошедшего лета в Госдуму России был внесен законопроект о лишении водительских прав виновников ДТП. Впрочем, речь идет только о неоплаченных делах по судебным решениям, но не все пострадавшие в ДТП доходят до этой стадии. Ожидается, что рассмотрение законопроекта в двух чтения состоится на текущей осенней сессии парламента.

Автор законопроекта, зампред парламентского Комитета по госстроительству и законодательству Сардана Авксентьева пояснила, как пишет «Российская газета», что ограничение права управления транспортным средством предусмотрено для ряда категорий взысканий, включая алименты и вред, причиненный преступлением, но компенсация ущерба от ДТП в этот перечень до сих пор не входила.

По данным Российского союза автостраховщиков, количество водителей без полиса обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) в стране составляет от 7 до 10 %, а это около 4–5 млн автомобилей. Проблема в том, что в случае ДТП с водителем без полиса сложности возникают именно у пострадавшей стороны – выплата за ущерб его автомобилю по закону об ОСАГО не предусмотрена, а страховая компания выплачивает компенсацию только по ущербу жизни и здоровью, если в аварии есть пострадавшие. Далее уже страховщик в порядке регресса взыскивает эту сумму с виновника ДТП, сэкономившего на полисе. Выплата при этом осуществляется из компенсационного фонда Российского союза автостраховщиков, в который идут отчисления с каждого полиса ОСАГО.

Что до компенсации ущерба по «железу», то если виновник не возместит его добровольно, то пострадавший вынужден сам с ним судиться. Даже когда суд вынесет решение в его пользу, виновник ДТП без ОСАГО может годами уклоняться от исполнения судебного решения, не возмещая нанесенный им ущерб.

Что будет отказникам

Судебные приставы смогут приостанавливать действие права на управление транспортными средствами, если гражданин уклоняется от возмещения имущественного ущерба, причиненного в результате ДТП. Причем эта мера почему-то будет применяться только в случаях, если сумма задолженности по исполнительному документу о возмещении имущественного ущерба, причиненного в результате ДТП, превышает 100 тыс. российских рублей (или около 3635 белорусских по текущему курсу; разработчики объясняют это «соответствием принципу пропорциональности, что исключает чрезмерное давление на должников»).

Ныне виновник ДТП, который продолжает уклоняться от исполнения решения суда, сохраняет возможность управлять транспортным средством и не сталкивается с реальными ограничениями. «Особенно это относится к водителям из числа мигрантов и социально неблагополучных групп. Для таких лиц характерно отсутствие зарегистрированного имущества, официальных доходов и банковских счетов, что делает имеющиеся инструменты взыскания неэффективными. Распространены случаи использования ими чужих банковских карт, аренды транспортных средств либо их оформления на третьих лиц с целью уклонения от гражданско-правовой ответственности», – цитирует пояснительную записку к законопроекту портал avtospravochnay.ru.

В качестве примера авторы законопроекта приводят решение Грязинского городского суда Липецкой области, по которому с причинителей материального ущерба автомобилю в результате ДТП взысканы денежные средства в размере 772 870 рублей и 341 316 рублей соответственно. Возбужденные исполнительные производства завершились пшиком: судебные исполнители не обнаружили у должников движимого/недвижимого имущества, денежных средств и вкладов на банковских счетах. В качестве меры принудительного исполнения был наложен запрет на выезд за границы РФ, однако на сложившийся образ жизни должников, не имеющих заграничного паспорта, эта мера не повлияла. Причиненный материальный ущерб на текущую дату так и не возмещен.

Впрочем, по мнению ряда российских автоэкспертов, законопроект рассчитан исключительно на тех, кто привлечен к ответственности по суду. И главную поставленную перед ним задачу он не решает: привлечь к суду иностранного гражданина – виновника ДТП, который уехал к себе на родину, практически невозможно, пока он не вернется в Россию. Дело закрывается – ищите ответчика, как хотите.

Изучайте матчасть

В Беларуси даже наличие полисов «автогражданки» (аналог российского полиса ОСАГО) или КАСКО не всегда гарантирует автовладельцам полную финансовую защиту. Наиболее уязвимыми оказываются виновники аварии – в их адрес страховщики могут подавать регрессные иски, дабы компенсировать свои убытки, возникшие в результате выплат по конкретной аварии.

Если размер выплаты превышает указанную в договоре страхования сумму, то страховщик попытается взыскать разницу с виновника ДТП. При этом объемы претензий нередко оказываются завышенными, а сами требования – неправомерными.

Ограничения для страховщика

Подача регрессного иска страховой компании по полису «автогражданки» на виновника ДТП сопряжена с рядом ограничений. Так, истец может подать в суд на виновника аварии в течение трех лет с момента ДТП. При этом страховщики предпочитают подавать такие иски как можно позже, рассчитывая, что виновник дорожно-транспортного происшествия забудет о его обстоятельствах и не станет оспаривать заявленную в претензии сумму. Кроме того, за три года документация о ДТП может быть утрачена, что усложнит ответчику процедуру защиты.

Ответчик обязан компенсировать только затраты, связанные с повреждениями транспортного средства в конкретной аварии. Расчет суммы ущерба выполняется с использованием цен, актуальных для региона, в котором произошло ДТП, и действующих на дату его совершения. Дополнительно учитывают возраст и, если возможно, состояние поврежденного авто на момент аварии.

Щепетильно относитесь к указу

В нашей судебной практике из-за незнания некоторыми гражданами элементарных норм законодательства нередко возникают исковые претензии потерпевшей в ДТП стороны буквально на пустом месте.

О подобной истории пару лет назад писал автопортал ABW.BY. Случай, на первый взгляд, банальный, но весьма поучительный. В одном из минских дворов февральским днем водитель по имени Валерий задним ходом въехал в Toyota Corolla, поцарапав ей крыло и повредив кольцо вокруг противотуманной фары. По повреждениям Валерий для себя решил, что на тот лимит по европротоколу в 800 евро повреждения не потянут, поэтому стоит договориться с владельцем машины без вызова ГАИ. Но ожидания оказались тщетными – потерпевший водитель не объявился, а лишь, прочитав в оставленной записке номер телефона, перезвонил виновнику ДТП спустя пару часов, сообщив, что ему надо проконсультироваться по поводу стоимости предполагаемого ремонта. И спустя 10 дней обрадовал – ремонт машины обойдется в 1200 евро в эквиваленте. Вскоре в районном подразделении ГАИ Валерию вручили два административных протокола: за непосредственно ДТП и за оставление места аварии. Но его мытарства продолжились: страховая компания «Белгосстрах» оповестила о необходимости компенсировать выплату потерпевшему в аварии автовладельцу страхового возмещения в размере 3758 рублей.

Правовых оснований у страховщика – более чем достаточно. Согласно ст. 855 Гражданского кодекса, страховщик, выплативший страховое возмещение потерпевшему, имеет право потребовать эту сумму с виновника аварии. Виновник установлен – он оштрафован за оставление места аварии по ч. 2 ст. 18.16 КоАП, то есть за действия, направленные на сокрытие факта происшествия или обстоятельств его совершения, повлекшие необходимость проведения сотрудниками ГАИ мероприятий по установлению (розыску) данного участника и (или) розыску транспортного средства.

  • Пункт 31 ПДД: при совершении ДТП участник аварии обязан остановиться, не принимать мер по изменению положения транспортного средства, включить аварийку, выставить знак аварийной остановки и вызвать ГАИ, оставаясь при этом на месте аварии.

В этом случае в действие вступил принцип, закрепленный в Указе о страховой деятельности: страховщик наделен правом требовать в особых случаях денежную компенсацию в пределах выплаченных потерпевшему сумм страхового возмещения. Валерий проигнорировал пункт ПДД, за что и был наказан. Даже при наличии у него действующего страхового полиса. А если виновник с таким раскладом не согласен, то причитающиеся страховщику суммы взыскиваются через суд.

Матвей ПРОХОРОВ, «Транспортная безопасность»

« »

Читайте также