Убийственный аккорд
17.10.2025
Известный факт: членам британской королевской семьи запрещено летать одним самолетом. Например, король Карл III никогда не должен лететь вместе с принцем Уильямом, а тот – со своим сыном принцем Джорджем. Протокол этот разработан для того, чтобы в случае катастрофы не погибли сразу несколько прямых наследников престола, что поставило бы под угрозу существование монархии.
Для тех, кто совершает групповые авиаперелеты, опыт британской королевской семьи мог бы быть полезен. Ведь случаи, когда авиационное происшествие становится настоящим убийственным аккордом для какого-либо ведомства или организации, не так уж и редки. Наш рассказ – о крушении самолета, погубившего знаменитую рок-команду.
В плену предчувствий
1960-е подарили миру немало талантливых рок-групп – Deep Purple, Pink Floyd, Led Zeppelin и т. д., ставших впоследствии всемирно известными. Есть среди них и американская Lynyrd Skynyrd. Созданная в 1964 году, группа быстро завоевала популярность сперва в США, а затем и в других странах. Песни Sweet Home Alabama и Free Bird стали ее визитной карточкой – они до сих пор звучат во многих фильмах и сериалах. Но почему же о самой группе в отличие от тех же Deep Purple и Pink Floyd широкой публике за пределами США сегодня мало что известно?
Осенью 1977 года Lynyrd Skynyrd отправились в большое концертное турне. Вечером 20 октября, отыграв концерт в Гринвилле, в американском штате Южная Каролина, музыканты поспешили на арендованный ими самолет, чтобы добраться до следующей остановки тура: их уже ждали фанаты в Батон-Руже, столице Луизианы.
Настроение у ребят было приподнятое. Концерты проходили успешно, собирали много зрителей. К тому же всего три дня назад у Lynyrd Skynyrd вышел новый альбом Street Survivors. Однако перед самым полетом у некоторых музыкантов настроение внезапно испортилось – их будто посетило некое дурное предчувствие.
Самолет Convair CV-300 менеджер группы арендовал у фирмы L&J Company – на то были причины: музыканты Lynyrd Skynyrd, как и большинство рокеров тех лет, не были паиньками и создавали слишком много проблем на коммерческих рейсах, веселясь на всю катушку. Однажды во время полета они даже пытались открыть дверь и выбросить менеджера из салона. Правда, аренда самолета – удовольствие не из дешевых, но Convair CV-300 удалось взять недорого, поскольку он был не нов. В начале 1977-го его хотела арендовать группа Aerosmith, но техники, осмотрев воздушное судно, решили не рисковать.
Пит Эгнью, бас-гитарист группы Nazareth, также вспоминал, как Артимус Пайл, ударник Lynyrd Skynyrd приглашал их присоединиться к туру и полететь вместе на следующий концерт. Но Nazareth отказались: «Мы видели их самолет, который выглядел как с помойки, весь из заплаток, склеенных изолентой».
Бэк-вокалистка Джоджо Биллингсли тоже не полетела вместе со всеми. Она утверждала, что накануне ей приснился сон о катастрофе, и уговаривала гитариста Аллена Коллинза отказаться от полета. Перед посадкой в аэропорту Коллинз поначалу и впрямь отказался садиться в самолет, но основатель группы и ее солист Ронни Ван Зант сказал ему: «Эй, если Господь хочет, чтобы ты умер на этом самолете, то пришло твое время». Вокалистка Кесси Гейнс также боялась лететь и даже готова была доехать до Батон-Ружа на грузовике, перевозившего багаж команды, но Ронни Ван Зант уговорил лететь и ее.
Предчувствия не обманули
В 17.02 Convair CV-300 вылетел из Гринвилля. После взлета группа расслабилась, кто-то включил музыку, кто-то стал играть в покер. За два с половиной часа полета страх поутих. Но затем один из пассажиров увидел, как из правого двигателя выплескивается топливо и вырывается огонь. После этого двигатель резко остановился, и самолет начало трясти. Вскоре прекратил работу и левый двигатель. Пилоты велели пассажирам пристегнуться. Они понимали, что находятся слишком далеко от любого аэропорта, чтобы совершить аварийную посадку на взлетно-посадочной полосе.
Садиться пришлось на лес. Ударяясь о верхушки деревьев, лайнер лишился крыльев, хвоста и кабины пилотов. Фюзеляж прокатился по земле, ударяясь о ветки и камни. А затем наступила тишина.
На месте крушения Convair CV-300. Фото AP
При ударе о землю погибли лидер группы Ронни Ван Зант, гитарист Стив Гейнс, его сестра Кэсси Гейнс, помощник гастрольного менеджера Дин Килпатрик, пилот Уолтер Маккрири и второй пилот Уильям Грей.
Выжившим повезло: из-за отсутствия топлива в двигателях не случилось ни взрывов, ни пожара. Но большинство уцелевших оказались сильно покалечены. Например, Аллен Коллинз почти лишился рук. Басист Леон Уилксон тоже повредил руки и остался почти без зубов. Обе руки сломал и гитарист Гэри Россингтон. Клавишник Билли Пауэлл сильно повредил лицо и почти лишился носа.
Нескольким пассажирам удалось самостоятельно выбраться из-под груды искореженного металла. Артимус Пайл, отделавшийся сломанными ребрами, вместе с техниками Кеннетом Педеном и Марком Фрэнком вышел через заболоченный лес к дороге. Там раненые мужчины наткнулись на фермера Джонни Моута, направлявшегося к лесу, чтобы узнать, что случилось. Впоследствии Пайл утверждал, будто Моут, решив, что перепачканные кровью люди сбежали из местной тюрьмы, выстрелил сначала в воздух, а затем и ему в плечо. Однако сам Моут всегда отрицал, что стрелял в барабанщика.
Когда стало известно о катастрофе, медики и спасатели быстро добрались до места крушения, где организовали вывоз раненых и погибших. Выжившие были доставлены в больницы городов Мак-Ком и Джэксон.
Фатальные ошибки
Неисправный самолет был не единственным фактором, приведшим к трагедии. Национальный совет по безопасности транспорта (NTSB), проводивший расследование причин катастрофы, установил, что произошла она из-за нехватки топлива и потери мощности обоих двигателей. Это случилось из-за невнимательности экипажа, неверно спланировавшего полет.
Эксперты обнаружили, что магнето правого двигателя – устройство для зажигания горючей смеси – было неисправно (пассажиры недаром видели вспышки огня в двигателе за несколько минут до катастрофы). Неполадку эту пилоты намеревались устранить по прибытии в Батон-Руж. Возможно, из-за поломки магнето они использовали в двигателе смесь с избытком топлива, из-за чего оно кончилось раньше времени.
Высказывалось также предположение, что, получив сигнал о возгорании, пилоты запаниковали и сбросили топливо правого двигателя вместо того, чтобы перекачать его в левый. А вот слухи о том, что перед полетом экипаж полночи пьянствовал и нюхал кокаин, не подтвердились: вскрытие не обнаружило в крови пилотов ни алкоголя, ни наркотиков.
Время заката
Альбом Street Survivors, выпущенный за три дня до крушения, оказался самым успешным в дискографии Lynyrd Skynyrd, дважды став платиновым. Но уцелевшие в катастрофе музыканты из-за травм не смогли продолжать полноценную концертную деятельность. В итоге ими было принято решение о роспуске группы.
В 1987 году оставшиеся участники Lynyrd Skynyrd воссоединились. На место вокалиста пришел Джонни Ван Зант – младший брат Ронни Ван Занта – и группа вновь начала гастролировать, но прежней популярности уже не имела. В 2020 году американский режиссер Джаред Кон снял фильм «Выжившие: подлинная история крушения самолета группы Lynyrd Skynyrd», где подробно рассказал о тех трагических октябрьских днях.
Леонард КАПЛЕНКО, «Транспортная безопасность»

