Полос всем хватит
27.10.2025
В дорожной сети любой страны есть участки, значение которых со временем резко возрастает. Потому важно своевременно обновить их, причем не просто отремонтировать, а улучшить количественно и качественно.
На одной из недавних пресс-конференции замначальника ГУ автодорог Министерства транспорта и коммуникаций Сергей Леончик особо подчеркнул значение участка отечественной дорожной сети, через Витебщину ведущего к северо-западному региону России, расположенным там портам Балтики и дальше – к северным гаваням.
С какой стороны ни посмотри, маршрут стратегический и с точки зрения движения экспортных потоков, и с позиций перемещения граждан, нередко работающих в сопредельной части Союзного государства Беларуси и России. Даже вопрос о том, когда трасса от Минска до Витебска станет четырехполосной, завязан на реконструкцию этого участка. А по зарубежной классификации это важное ответвление панъевропейского транспортного коридора № 9.
– Для нас очень важен международный транспортный коридор в направлении портов Ленинградской области Российской Федерации, в который входят М-3 и Р-46. Именно на этом направлении сегодня сконцентрированы основные усилия по реконструкции, – отметил место этого регионального узла в национальной стратегии обновления автодорог Сергей Леончик.
За масштабные ремонтные работы здесь взялись в июне 2023 года. В 2024-м был сдан в эксплуатацию 15-километровый участок от Логойска до Плещениц – бетонное покрытие, новый мост через реку Гайну, развязка близ Хатыни. Один из центральных замыслов – сделать трассу на всем протяжении четырехполосной, включая отрезок между Минском и Витебском.
Текущее состояние дел и перспективы выглядят так:
– В 2025 году работаем вблизи Плещениц. Будем двигаться в сторону границы Витебской и Минской областей. Там большой объем работ. Планируем их на предстоящую пятилетку – ближайшие три-четыре года, – замначальника ГУ автодорог Минтранса подчеркнул не только эксплуатационные характеристики обновляемой трассы: – Создается абсолютно новая дорога, безопасная. В проект закладываются связи с местными дорогами, выезды к населенным пунктам, автобусным остановкам.
Отметим еще подземные переходы (не только пешеходные, но и для диких животных) и левоповоротные съезды на уже сданных участках.
Акцент сделан на применении цементобетона, позволяющего в отличие от асфальтобетона обойтись без сезонных ограничений в жару, выдерживать нагрузку 11,5 тонны, избегать колейности, без опаски применять реагенты и вообще всячески минимизировать износ. Качественное износостойкое дорожное покрытие и увеличение количества полос даже без всех прочих достоинств означают скачок пропускной способности и рост трафика на стратегически важном направлении.
***
И по другую сторону границы, на территории Российской Федерации, дорожная сеть на этом направлении интенсивно обновляется. Речь идет прежде всего о федеральной трассе Р-23 Санкт-Петербург – Псков – Пустошка – Невель – граница с Беларусью, испытывающей повышенную нагрузку: свыше 5 тыс. транспортных средств в сутки, а на некоторых участках и до 50 тысяч. Общее направление работ приблизительно такое: расширить до четырех, а кое-где и до шести полос, снабдить осевыми барьерными ограждениями.
– Реализация проекта позволит увеличить пропускную способность трассы Р-23, улучшить транспортную доступность населенных пунктов, сократить время водителей в пути, обеспечить больший комфорт и безопасность грузовых и пассажирских перевозок, – поясняет представитель занимающегося реконструкцией ФКУ Упрдор «Северо-Запад». Полностью на четырехполосный стандарт Р-23 обещают перевести к концу 2029 года.
Над качественным апгрейдом одной из ключевых трасс Северо-Западного федерального округа российские дорожники трудятся уже немало лет. Задача увеличения пропускной способности не из легких, комплексная. Как и в Беларуси, реконструкция ведется пошагово, по несколько десятков километров, в первую очередь на наиболее загруженных участках, в направлении с севера (петербургская агломерация и порты) на юг – Ленобласть и Псковщина.
В 2017 году было открыто движение по первому участку заново построенного обхода Гатчины, в 2020-м заработал второй отрезок обхода, реконструированный и расширенный до шести полос, осенью 2023-го движение запустили по участку на въезде в Ленобласть, в 2024-м обновили в Лужском районе и т.п.
***
Отдельно остановимся на профилактике ДТП при реконструкции дорог. Самые опасные аварии – лобовые столкновения, потому разделяющее встречные потоки металлическое барьерное ограждение постепенно становится на отремонтированных участках Р-23 обязательным.
Что еще? Разворотные петли вблизи населенных пунктов и в них самих – светофоры и пешеходные переходы, тротуары с барьерным ограждением, тактильные плиты, автобусные остановки с заездными карманами и полосами разгона-торможения, шумозащитные экраны.
С заделом на будущее предусмотрено использование контроллеров и датчиков мониторинга транспортных потоков, позволяющих в дальнейшем перейти к полноценной интеллектуальной транспортной системе.
Что осложняет работу дорожников и создает дополнительные риски? Это фактор, знакомый белорусам: болота, причем торфянистые, местами глубиной до четырех-пяти метров. Поэтому россиянам приходится довольно часто производить выторфовку – вынимать зыбкий пучинистый грунт и менять его на более устойчивый песок и дренирующие грунты, плюс системы водоотвода и геотекстиль на откосах.
Что ж, на всякий хитрый и капризный вид почв найдется не менее хитрое конструктивное решение, коль скоро речь идет о стратегически важной дороге.
Иван ДУБОВЕЙ, «Транспортная безопасность»

