Без обмана
27.10.2025
Мы живем в информационном обществе, и любая дезинформация, как правило, влечет за собой правонарушение, а то и преступление. Например, дезинформация о правилах эксплуатации автомобиля может оказаться причиной ДТП, об условиях его купли-продажи чревата мошенничеством и т.п. Все мы, по большому счету, способны оказаться жертвами дезинформации. Китайский Минпром задумался над тем, как бороться с этой напастью.
Минпром Китая официально заявил, что распространение негативных данных, касающихся автопроизводителей, с целью извлечения из этого прибыли отныне является предметом внимания регулирующих органов. Министерство обещало заняться пресечением вводящей в заблуждение рекламы в интернете, а также действиями организованных манипулятивных групп интернет-троллей, работающих на дискредитацию той или иной компании. Под прицелом и прибегавшие к дезинформации автопроизводители, и предоставлявшие им площадку для всего этого интернет-платформы, и просто наемные тролли. Задержания проштрафившихся блогеров прошли тогда же, в сентябре.
В интернете существует обширная индустрия отзывов, обзоров, тестов и т.п., значительная часть которой платная. Это выяснилось, когда в 2025 году на фоне агонии зарубежных конкурентов китайский автопром оказался в позиции последнего выжившего. Автогиганты Поднебесной сошлись друг с другом в подковерной информационной схватке, блокирующей спрос. Партия и правительство сочли такое поведение контрпродуктивным и надавали всем по рукам.
Несколько эпизодов «злонамеренной дезинформации» считаются стопроцентно доказанными. Поучительная история про компанию Li Auto, обнародовавшую в июле 2025 года в соцсетях видео, где внедорожник ее производства сталкивается с грузовиком Dongfeng Liuzhou Motor. Кабина Dongfeng от лобового удара горестно поникла, а внедорожник Li отделался небольшими деформациями. А ведь кто-то, вдохновленный роликом, рискнет на своем внедорожнике повторить этот постановочный сюжет. Вот вам и влияние дезинформации на безопасность. Dongfeng возмутилась видеороликом, Li Auto пришлось извиняться.
Расценки на создание и тиражирование негативного мнения о конкуренте и преувеличенно-восторженного – о себе любимом – были гибкими: не менее 2500 долларов за короткие «видосы» и до 5300 долларов за ролики продолжительностью свыше минуты. Ничего не сказано о том, сколько суммарно стоило и как осуществлялось продвижение рекламной дезинформации. Но то, что устранение нарушений возложено на сами интернет-платформы, недвусмысленно намекает, что у них, возможно, был «бубновый интерес» в контенте подобной тематики. СМИ цитируют неких инсайдеров, утверждающих, что расценки на маркетинговую дезинформацию могли быть и выше, а доходы от такого продвижения автобрендов исчислялись миллионами юаней.
При этом эффект от основанного на дезинформации продвижения в сети способен оказаться долгоиграющим. В качестве примера приводится история блогера-инфлюэнсера, опубликовавшего в 2023 году в Douyin (китайская версия TikTok) ролик, направленный против одного из стартапов по производству электромобилей. Аккаунт заблокировали в июне 2024 года, однако есть нюанс: у него было 5,4 млн подписчиков, да и видео разошлось…
Неразборчивые гранды китайского автопрома, затратив миллионы на взаимную дискредитацию, теперь вынуждены дополнительно тратиться на борьбу с клеветой. Так что они теперь могут поблагодарить Минпром КНР, решившего сэкономить рекламные бюджеты автоконцернов.
- Крупнейший автопроизводитель мира BYD обещает вознаграждение от 50 тыс. юаней (7 тыс. долларов) до 5 млн (703 тыс. долларов) за ложную информацию о нем в соцсетях. Его конкурент MG предлагает премию до 5 млн юаней (703 тыс. долларов) за аналогичные сведения о своем бренде.
Кирилл НЕЖДАНСКИЙ, «Транспортная безопасность»

