bannerHeader2
bannerHeader1

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

Въехать на четырех колесах и уйти на своих двоих

16.11.2025

Въехать на четырех колесах и уйти на своих двоих

Единственный путь из Западной Европы в Беларусь ведет сейчас через Брест. Тысячи автолюбителей регистрируются в электронной очереди на выезд и стоят в ожидании с польской стороны. При каких же обстоятельствах владельцы транспортных средств могут лишиться автомобиля, даже не подозревая о том, что они совершили что-то противозаконное?

Из многих аспектов обратим внимание на самый болезненный – прохождение таможенного и пограничного контроля на границе. Как же не въехать на погранпереход на четырех колесах, а потом не уйти на своих двоих.

«Начнем с административной ответственности, – объясняет адвокат юридической консультации Ленинского района Бреста Юрий Бедуля. – Для приграничного города таможня для граждан всегда была важной инстанцией, через нее проходил каждый, но не каждый с нарушением законодательства. Хотя такие случаи встречаются в адвокатской практике. Часть 2 ст. 15.1 (Перемещение товаров, подлежащих таможенному декларированию с сокрытием от таможенного контроля с использованием тайников либо других способов, затрудняющих их обнаружение, или с приданием одним товарам вида других товаров) предусматривает штраф для физических лиц до 30 базовых величин с возможной конфискацией сокрытых товаров и транспортного средства».

Тайник или не тайник?

Использование тайника – один из распространенных способов сокрытия товаров от таможенного контроля. Но что такое тайник? «Граждане зачастую заблуждаются в понятиях, – комментирует адвокат. – Распространено считать, что если товары были сокрыты в транспортном средстве без изменения его конструкции, в полостях, предусмотренных заводом-изготовителем, то подобное деяние не будет считаться сокрытием при помощи тайника. Упрятав товар, например, в сиденье автомобиля, запасном колесе, нише под обшивкой, бардачке (перчаточном ящике), подкапотном пространстве и т.п., водители и их пассажиры не считают, что пользуются тайником.

Это ошибка. В примечании к ст. 15.1 КоАП четко указано: под тайниками следует понимать любые хранилища (места), изготовленные, оборудованные либо приспособленные для сокрытия товаров, в том числе конструктивные полости, емкости и предметы на транспортных средствах, которые подвергались предварительно разборке, монтажу и тому подобному, вне зависимости от их иного функционального предназначения.

Например, обшивка багажника в некоторых автомобилях легко снимается: там есть специальные пластиковые зажимы – взяли руками, потянули на себя, и она отщелкивается. И, кажется, ничего страшного, ведь никакие инструменты для этой процедуры правонарушители не применяли, но если сотрудники таможни обнаруживают за этой обшивкой посторонние вложения, то в акте таможенного досмотра, а затем и в протоколе об административном правонарушении отмечается, что демонтаж обшивки был произведен при помощи мускульной силы рук.

Если предметы, вещи, товары перемещаются через границу в конструктивных полостях транспортного средства, которые не предназначены для их перевозки либо хранения, то, будь она специально изготовлена кустарным способом либо ее наличие предусмотрено заводом-изготовителем, все равно данное место будет считаться тайником. Кроме основного взыскания в виде штрафа, такое транспортное средство может быть конфисковано независимо от того, в чьей собственности оно находится».

Аккумулятор для «подзарядки» бюджета

«То же касается водителей фирм-перевозчиков. Много наших граждан работает в Польше на грузовиках-сцепках, поэтому пользуется случаем провезти что-то в ручной клади по пути домой, например, ноутбук, одежду, обувь и прочее.

Был случай в моей практике, когда водителя попросили перевезти аккумулятор, как сказали, от катера, а это оказался аккумулятор от небольшого гражданского вертолета. И хорошо, что не военного. Стоимость – 4800 евро, а поскольку существует ограничение по стоимости ввозимых в страны ЕАЭС товаров (500 евро), то водитель поставил аккумулятор в отсек для хранения инструментов, прикрыв различными предметами и пакетами с продуктами. После выявления факта незаконного перемещения товара действия водителя были квалифицированы как совершение административного таможенного правонарушения способом, затрудняющим обнаружение. К счастью для собственника, дело закончилось взысканием в виде штрафа, без конфискации транспортного средства».

Без конфискации, но со штрафом

Как водители, так и собственники транспортных средств, в основном иностранцы, часто обращаются за юридической помощью в подобных ситуациях, поскольку не знают всех тонкостей нашего законодательства, в частности, об административной ответственности, а наши водители в таких случаях не отдают себе отчет в том, что могут быть последствия, вплоть до конфискации автомобиля.

К счастью, ввиду несоразмерности стоимости товара, например, того же ноутбука, и стоимости грузового автомобиля суды достаточно лояльны: практически не применяют конфискацию транспортные средства, ограничиваясь штрафом. При этом штрафные санкции применяются серьезные.

Однако, что касается подакцизных товаров, когда ввозят алкоголь, вывозят сигареты с сокрытием от таможенного контроля, то зачастую транспортное средство конфискуется. Это не тот заработок в сравнении с риском потери автомобиля.

Номер не прошел

«Бывали случаи, когда одним товарам придается вид других товаров при пересечении таможенной границы. Пример: водитель польской фирмы-перевозчика в выходной день, получив накануне пакет документов на товар, приехал на территорию своей фирмы в Бяла-Подляске для выезда в рейс для доставки продовольственных товаров в Беларусь. Его тягач с полуприцепом-изотермой был загружен накануне. Осматривая автопоезд перед рейсом, водитель обнаружил, что в полуприцепе не работает холодильная установка.

Поскольку был выходной и переделать документы некому, то, не желая срывать рейс, водитель с друзьями перегрузили товар в аналогичный полуприцеп, который находился рядом. Затем поменяли регистрационные номера на прицепах и отправились в поездку в надежде, что на Брестской таможне никто не сверит VIN-номер полуприцепа с тем, который указан в техпаспорте. Но не тут-то было. В итоге – протокол, штраф и конфискация полуприцепа».

«Вытереть холодный пот»

«Далее рассмотрим уголовное законодательство, – продолжает Юрий Бедуля. – Существует ст. 46-1 УК (Специальная конфискация), согласно которой подлежат принудительному безвозмездному изъятию в собственность государства орудия и средства совершения преступления. Зачастую в уголовных делах являются такими орудиями и средствами автомобили. Самый простой пример, когда с какой-либо территории вывозится похищенное имущество и человек, который совершил данное преступление, является собственником авто, используемого в данной ситуации. В этом случае при осуждении лица, совершившего преступление, транспортное средство подлежит специальной конфискации.

То есть обязательное условие состоит в том, что данный автомобиль должен быть в собственности преступника (зарегистрирован на его имя в установленном законом порядке). Если он, к счастью, на него не зарегистрирован, а значит, право собственности принадлежит другому человеку, то собственник может вытереть холодный пот – специальной конфискации удалось избежать».

Алкоголь не «рулит»

«В то же время независимо от права собственности в соответствии с положениями ст. 46-1 УК подлежит специальной конфискации транспортное средство, которым управляют лица, совершившие преступление по ст. 317-1 УК. Это так называемый «пьяный» руль.

Избежать специальной конфискации в этом случае можно только по той причине, что транспортное средство выбыло из законного владения собственника помимо его воли в результате противоправных действий иных лиц (например, угнано). Поэтому собственникам ТС, доверяющим управление другим лицам (родственникам, друзьям, коллегам по работе и др.), следует хорошо подумать и доверять свой автомобиль только абсолютно надежному человеку. И если у кого-то возникло острое желание съездить в ближайший продмаг за «добавкой» на вашей машине, мотивируя просьбу тем, что «в нашей деревне всегда так ездят, и ничего», то рисковать не стоит».

Не играйте на «контрабасе»

«Также в соответствии с положениями ст. 46-1 УК на тех же основаниях (Нахождение транспортного средства в собственности обвиняемого по уголовному делу) подлежат специальной конфискации ТС, которые используются при совершении преступления, предусмотренного ст. 228 УК (Контрабанда).

В качестве примера приведу уголовное дело, когда у женщины-водителя (она же собственник автомобиля) на РПТО «Варшавский мост» обнаружили в нише под аккумулятором 1,5 млн гривен. Выяснилось, что она является формальным собственником (как говорят в Бресте, «вешалкой») и сокрыты были денежные средства не ею, тем не менее при пересечении границы управляла автомобилем она, зарегистрирован он на ее имя. Судебного решения по уголовному делу еще нет, но вероятность применения судом специальной конфискации в отношении ТС в данном случае очень высока.

Кстати, размер штрафа при назначении его судом в качестве основного наказания за контрабанду как за преступление против порядка осуществления экономической деятельности, согласно ч. 2 ст. 50 УК, может составлять от 300 до 5000 базовых величин».

Как не «обдурить» самих себя

«Точно так же при перемещении через таможенную границу наркотиков, психотропных прекурсоров и т.п. (преступление, предусмотренное ст. 328-1 УК) даже в незначительном количестве как с сокрытием от таможенного контроля, так и без него с использованием транспортного средства приводит к его специальной конфискации в соответствии с положениями ст. 46-1 УК.

При этом, еще раз подчеркну, неважно, где находится наркотик – в бардачке, в кармане на двери автомобиля либо в мужской сумочке или кармане куртки, которые лежат на сиденье машины. Если преступление совершил собственник автомобиля, то авто подлежит специальной конфискации».

Придраться к протоколу практически невозможно

– Упомянутые административные и уголовные дела возбуждает и ведет таможенный орган. В целом для адвоката это легче, чем иметь дело с МВД и прокуратурой?

– Нет, не легче и не труднее. Закон один для всех. Но есть своя специфика: уголовные дела таможня возбуждает и проводит по ним только первоначальные следственные действия, далее в течение 10 дней дело передается в Следственный комитет, и там уже его расследуют до передачи прокурору для направления в суд.

Что касается административных дел, то таможня ведет их от начала до передачи в суд. И в данном случае является органом, ведущим административный процесс.

Раньше в работе таможенников случались недочеты, которые позволяли защитнику в административном процессе это использовать и добиваться, например, переквалификации действий клиента либо прекращения дела. С годами в таможне, это мое наблюдение, значительно повысилась квалификация сотрудников. Они четко ориентируются в административном и уголовном процессе – найти зацепку и использовать ее в дальнейшем как основание для достижения положительного результата в интересах клиента, практически невозможно.

К примеру, если только неправильно установлена дата или время совершения административного правонарушения, то это основание для суда возвратить дело с целью устранения недочетов, но, как правило, на конечный результат по административному делу это никак не влияет.

Аркадий РОМАНОВ, «Транспортная безопасность»

« »

Читайте также