bannerHeader1bannerHeader2
bannerHeader1bannerHeader2
bannerHeader bannerHeader bannerHeader

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

Автоперевозки подвержены риску дефолта

02.03.2021

Автоперевозки подвержены риску дефолта

Результаты проведенного экспертами IRU исследования свидетельствуют о росте убытков транспортных компаний и в целом автотранспортной отрасли в период второй волны пандемии. На глобальном уровне снижение в грузовом секторе составило порядка 20%, в пассажирском – около 60%. Финансовый урон автотранспортным предприятиям в 2020 году оценивается в 1 трлн долларов США.

Доходы от перевозок грузов по всему миру упали в среднем на 40%. Возросли расходы ввиду ограничений на транспортировку, установление маршрутов движения, по другим причинам. Положение перевозчиков усугубляют увеличение сроков оплаты оказанных услуг, риски неплатежей.

Ограничительные меры в связи с пандемией, такие как проверка состояния здоровья водителей, дополнительный контроль на границах и их закрытие, сопровождались сокращением объемов грузов. Чистая прибыль от основной деятельности автотранспорта в прошлом году по сравнению с предыдущим снизилась на 4%. Убытки европейского региона оцениваются в 107 млрд евро, азиатско-тихоокеанского – в 324 млрд евро. В частности, падение в секторе грузового автотранспорта Германии составило 14% (6 млрд евро), Турции – 23% (7 млрд евро), России – 17% (17 млрд евро), Китая – 35% (112 млрд евро).

Для анализа риска неплатежеспособности в сфере грузоперевозок экспертами IRU были выбраны три начальных признака финансовой несостоятельности: прогноз свободных денежных средств, критическая точка роста фактических поступлений и оборачиваемость основных средств. Индикаторы указывают на надвигающуюся волну банкротств уже в текущем году.

Наблюдается сильное ухудшение оборачиваемости основных средств. Высокий риск прогноза свободных денежных средств касается всех перевозчиков, независимо от размера компании, и говорит о том, что транспортные операторы сталкиваются с краткосрочными финансовыми проблемами – недостатком ликвидности и доходов. Данная тенденция менее характерна на Ближнем Востоке, в Европе и Северной Америке, поскольку в отдельных государствах этих регионов реализуются прямые меры финансовой поддержки со стороны правительств. Показатель критической точки роста фактических поступлений свидетельствует о неопределенности деловой среды и сохраняющемся в 2021-м риске неплатежеспособности в автотранспортной отрасли.

Крупные предприятия продолжают наращивать дебиторскую задолженность, в то время как малый бизнес уже ощущает существенный кассовый разрыв, что чревато уходом с рынка. Высок риск невыполнения операторами автомобильного транспорта обязательств текущего года по кредитам. Это увеличивает стоимость новых заимствований и отражается на возможностях обновления парка подвижного состава.

– Самой серьезной проблемой для транспортных компаний является ликвидность, – отмечает глава Представительства IRU в странах Евразии Вадим Захаренко. – При этом правительствами многих стран государственные денежные субсидии были адресованы крупным корпорациям, национальным гигантам в области воздушного и железнодорожного транспорта и, к сожалению, менее нацелены на поддержку тысяч малых и средних автопредприятий, которые в совокупности перевозят грузов и пассажиров больше.

Автоперевозки сейчас очень подвержены риску дефолта. Его последствия скажутся на поставках продуктов питания, товаров первой необходимости. Скопление грузов на границах, в портах повлечет увеличение расходов на хранение. Несвоевременные поступления импортных комплектующих приведут к сбоям в промышленном производстве, возможному сокращению работников.

Александр ЛУЦЕВИЧ, журнал «Транспорт & Транзит»

« »

Читайте также