bannerHeader1
bannerHeader1
bannerHeader

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

Без бумажки – не букашка

17.12.2021

Без бумажки – не букашка

В России грядет цифровая трансформация сферы международных и внутренних автоперевозок. В определенной степени на это подвигла в том числе пандемия, оказавшая огромное влияние на транспорт и заставившая активнее использовать новые форматы, переходить к безбумажному документообороту.

С начала 2022 года в России вступает в силу Федеральный закон от 02.07.2021 № 336-ФЗ, которым внесены изменения в Устав автомобильного и городского наземного электрического транспорта. Предусматривается создание государственной информационной системы электронных перевозочных документов, устанавливаются требования к ее операторам. При этом правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением правительства от 21.12.2020 № 2200, уже определена возможность использования в электронной форме транспортной накладной, заказа-наряда, сопроводительной ведомости и путевого листа.

Сейчас готовится еще ряд нормативных правовых актов, направленных на внедрение электронного документооборота в сфере автомобильного транспорта. Главная цель нововведений – снизить затраты перевозчиков и при этом на должном уровне обеспечить государственный контроль.

Российская Федерация несколько лет назад присоединилась к дополнительному протоколу к Конвенции ООН о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), касающемуся электронной международной автотранспортной накладной (e-CMR). В последние годы этот вопрос активно прорабатывается Европейской экономической комиссией ООН в рамках профильной рабочей группы по автомобильному транспорту. Договаривающимся сторонам КДПГ еще предстоит определиться с рядом принципиальных моментов по практическим механизмам применения e-CMR.

Относительно ускорения внедрения международных накладных транспортное бизнес-сообщество России предлагает рассмотреть вариант комбинированного применения этого документа. На начальной части маршрута использовать обычную CMR на бумаге, а, например, на территории РФ (при наличии соответствующих условий) принимать электронный аналог. Для этого еще предстоит провести дополнительную работу по признанию e-CMR контролирующими органами – федеральными таможенными и налоговыми службами, как это было сделано для внутрироссийской транспортной накладной.

Отмечая важность оцифровки транспортных, сопроводительных, а также государственных документов, выдаваемых в настоящее время на бумажных носителях, в частности специальных разрешений на доставку опасных грузов и движение крупногабаритных и (или) тяжеловесных транспортных средств как фактора ускорения процесса перевозки, операторы, тем не менее, высказывают мнение о возможных рисках при переходе от бумажного документооборота к цифровому.

  • Евразийская экономическая комиссия активно проводит работу по формированию экосистемы цифровых транспортных коридоров в рамках ЕАЭС. В частности, успешно осуществлен пилотный проект по использованию электронной накладной в перевозках между Российской Федерацией и Республикой Беларусь.
« »

Читайте также