bannerHeader1
bannerHeader1
bannerHeader

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

Четверть века в дороге

11.10.2021

Четверть века в дороге

СООО «Могилеввнештранс» – важный игрок на рынке международных автоперевозок Беларуси. Созданное четверть века назад предприятие сразу задало высокую планку и с тех пор не сбавляет оборотов. О пройденном пути, нынешних реалиях и планах на будущее мы поговорили с бессменным руководителем компании Михаилом ЛАРЧЕНКО.

Успехи СООО «Могилеввнештранс» подтверждаются многочисленными наградами. Из года в год компания демонстрирует достойные результаты – ее не раз отмечали на республиканском, районном и городском уровнях. Только на Республиканской доске Почета она оказывалась дважды, а директор удостаивался звания «Лучший предприниматель». По итогам прошлого года Могилевский горисполком определил предприятие лучшей транспортной организацией. Также оно стало победителем конкурса «Лучший международный автомобильный перевозчик года» в группе от 11 до 50 транспортных средств, проводимом Ассоциацией «БАМАП».

– Сегодня на рынке транспортных услуг немало компаний-перевозчиков с большим опытом, имеющих авторитет у клиентов и коллег. То, что мы входим в число лучших, не может не радовать. И, конечно, почетно. Но, на мой взгляд, настоящий успех – когда ты работаешь на одном уровне с крупными европейскими компаниями. Равняться нужно на лучших, – уверен Михаил Ларченко.

В коллективе «Могилеввнештранса» – настоящие профессионалы, которые умеют трудиться даже в самых непростых условиях. Это один из факторов поддержания лидирующих позиций на рынке международных автотранспортных услуг.

– Многое зависит от отношения каждого к общему делу. Очень важно создать благоприятные условия для работников, при которых они смогут реализовать свои профессиональные, финансовые и моральные амбиции, планировать будущее, быть уверенными в завтрашнем дне. Человеку не нужно давать рыбу, достаточно удочки, чтобы он наловил столько, сколько ему нужно, – подчеркивает собеседник.

Впрочем, в нынешних условиях дело это непростое. Пандемия, нововведения в таможенном оформлении, другие факторы косвенно, но ощутимо повлияли на оплату труда. Раньше за месяц из Могилева в Европу и обратно можно было выполнить четыре рейса, сегодня – всего два. Заработок водителя зависит от километража. Если сейчас прохождение границы вместо прежних 12 часов занимает в разы больше, то понятно, что в деньгах он теряет. Ни один заказчик не покрывает простои, затраты ложатся на перевозчика, который не может обеспечить оплату водителю на уровне его европейских коллег. Подвижной состав теперь используется лишь процентов на 40, а это уже упущенная выгода для предприятия, что не лучшим образом отражается на уровне доходов.

– Европа остро ощущает нехватку водителей-международников, – отмечает Михаил Иванович. – Отток кадров с белорусских транспортных предприятий немного остановили пандемийные ограничения пересечения наземных границ. Пока нет проблемы с кадрами, однако не факт, что она не возникнет потом.

Водители составляют почти 90 процентов численности коллектива СООО «Могилеввнештранс». Средний возраст – 40–45 лет. Требования предъявляются высокие: предприятие дорожит своей репутацией и ратует за профессионалов. Кстати, больше половины водителей отмечено почетными дипломами и нагрудными знаками Международного союза автомобильного транспорта (IRU). Эта важная награда присуждается лишь тому, кто выполняет регулярные автомобильные перевозки не меньше 20 лет, преодолел не менее 1 млн километров, в течение 15-летнего периода не допустил по своей вине дорожно-транспортного происшествия с серьезными последствиями и за пять последних лет не имел серьезных нарушений таможенных, административных положений либо правил дорожного движения в своей стране или государствах, куда выполнялись перевозки.

«Могилеввнештранс» выступает и в качестве учебной базы. Предприятие посещают учащиеся Могилевского профессионального агролесотехнического колледжа, которые постигают азы специальности «Водитель автомобиля (международные перевозки)», чтобы больше узнать о будущей профессии. Лучшие из них в последующем могут пополнить ряды работников компании.

– Наиболее актуальная проблема в международных перевозках сегодня – исключение непроизводственных простоев, чтобы водитель работал и машина постоянно находилась в движении, – подчеркивает руководитель предприятия.

По мнению Михаила Ларченко, для дальнейшего развития сферы международных автоперевозок необходимо упрощать систему прохождения границы. К примеру, введение электронной очереди времени въезда транспортного средства в автодорожный пункт пропуска вместо блага усложнило жизнь перевозчику.

– При коммерческих доставках грузов очень трудно заранее спланировать и четко обозначить время прохождения границы. В дороге, как и в жизни, все непредсказуемо, – обращает внимание собеседник.

Посему машина идет в порядке живой очереди, время ожидания может растянуться до трех суток. Такая ситуация больше характерна для белорусско-литовского участка. Да, можно выехать через Брест на польском направлении. Однако между двумя странами нет соглашения о возврате НДС с топлива. Отсюда себестоимость рейса возрастает на 300–400 евро, и белорусский перевозчик становится неконкурентоспособным на европейском рынке.

– В то же время отмечу, что в нашей стране созданы хорошие условия для развития международных перевозок, – добавляет руководитель компании. – Например, ввозимые на территорию Беларуси новые седельные тягачи и грузовые автомобили экологического класса Евро-6 освобождены от уплаты утилизационного сбора и налога на добавленную стоимость. Это подвигло перевозчиков к качественному обновлению подвижного парка современными транспортными средствами.

СООО «Могилеввнештранс» приобрело 10 новых большегрузных машин. Сегодня 75 процентов автопарка составляет транспорт стандарта Евро-6 и 25 – Евро-5. В следующем году на предприятии планируют полностью перейти на подвижной состав высокого экологического класса.

– Применяемые в новой технике современные технологии позволяют существенно снизить нагрузку на водителя в обеспечении безопасности на дороге и сохранности груза. В частности, контроль движения в полосе, соблюдение скоростного режима и дистанции. В темное время суток машина самостоятельно и заблаговременно определяет препятствие и производит торможение вплоть до полной остановки, – делится Михаил Ларченко. И добавляет: – В Беларуси прекрасно налажено налоговое и таможенное администрирование, поощряется развитие бизнеса. Главное – работать на совесть и честно. Наша страна транзитная, и у представителей рынка международных автоперевозок грузов есть возможности по максимуму использовать это преимущество.

И еще руководитель СООО «Могилеввнештранс» подчеркнул важность поддержки со стороны Ассоциации «БАМАП», которая взаимодействует с органами государственной власти и управления, что дает возможность учитывать предложения предприятий-членов при принятии решений на различных уровнях.

– В нашей сфере деятельности практически 99 процентов частных компаний, и создание приемлемых условий ведения бизнеса формирует у них заинтересованность в дальнейшем развитии, – резюмировал директор.

Мария ЛАСТОЧКИНА, журнал «Транспорт & Транзит»

« »

Читайте также