Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

Дороги в будущее ведут

27.10.2025

Дороги в будущее ведут

За последние годы белорусские дорожники реализовали масштабные проекты по ремонту и строительству автодорог. Как развивается данное направление и что в планах, рассказал министр транспорта и коммуникаций Алексей Ляхнович.

– Перед транспортной отраслью страны ставятся амбиционные задачи по совершенствованию инфраструктуры. Нынешний год – завершающий для реализации государственной программы «Дороги Беларуси» на пятилетний период. Каковы предварительные итоги?

– Реализация государственной программы «Дороги Беларуси» на 2021 – 2025 годы признана правительством эффективной. Если говорить об объемных показателях, то по итогам текущей пятилетки планируется выполнить ремонт и реконструкцию 18 тыс. км автомобильных дорог республиканского и местного значения. Это в 1,3 раза больше, чем сделано за предыдущую пятилетку. Мостовых сооружений планируется отремонтировать порядка 24 тыс. пог. метров (500 мостов) – также в 1,3 раза больше.

– В последние годы финансирование дорог кратно увеличилось. Каковы приоритеты в отрасли на ближайшие несколько лет?

– Дорожному хозяйству страны уделяется значительное внимание со стороны государства. Это подтверждают цифры выделяемых объемов финансирования. Так, если в 2022-м на ремонт и реконструкцию республиканских и местных дорог направлено 930 млн руб., то в 2023-м – 1,4 млрд, в 2024-м – 2,2 млрд, в 2025-м – более 2,3 млрд. В соответствии с проектом закона «О республиканском бюджете на 2026 год» в следующем году на эти цели планируется направить 2,5 млрд рублей.

Формируется проект государственной программы «Дороги Беларуси» на 2026 – 2030 годы, в соответствии с которым в следующей пятилетке планируется выполнить ремонт и реконструкцию 25 тыс. км автодорог общего пользования (рост порядка 140% к ожидаемому выполнению за текущую пятилетку).

– Какие наиболее значимые для страны инфраструктурные проекты можно выделить?

– С 2021 по 2025 год проведена реконструкция участков Р-23 Минск – Микашевичи от Солигорска до Слуцка, Р-53 от Минска до Жодино, М-3 от Логойска до Плещениц. Возведены Юго-западный обход Могилева и обход городского поселка Мир. Все областные центры связаны со столицей магистралями первой категории, за исключением Витебска – реконструкция М-3 продолжается. Почему эта трасса так важна? Ее участок между Минском и Лепелем, а также дорога Р-46 являются частью транспортного коридора в направлении портовой инфраструктуры Российской Федерации. Чтобы повысить эффективность грузоперевозок автомобильным транспортом в направлении портов северо-запада России, участок М-3 от Плещениц до границы Минской и Витебской областей реконструируется по параметрам первой технической категории. Продолжается реконструкция Р-46 от Лепеля до Полоцка, завершить которую планируется в 2026 году.

Кроме того, ведутся масштабные строительные работы на участках Р-53 от Жодино до Борисова, М-10 от Речицы до Калинковичей, Р-122 от Могилева до Чаус.

– Какие мостовые сооружения были обновлены и что в планах?

– По итогам нынешней пятилетки в Беларуси планируется отремонтировать и реконструировать порядка 500 мостовых сооружений, расположенных на дорогах республиканского и местного значения. Среди наиболее крупных можно назвать объекты через Западную Двину на подъезде к Новополоцку, Березину на Р-63 и Р-43, Неман на Р-41, Сож на Р-74.

Значимым проектом этой пятилетки является реконструкция моста через Припять в Мозыре на Р-131. Это один из самых протяженных автомобильных мостов Беларуси. После обновления его ширина увеличится на 3 метра, а длина превысит 900 метров. Ввести объект в эксплуатацию планируется до конца текущего года.

В 2026-м продолжатся строительные работы на мостах через Сож в Ветке на Р-30, через Днепр возле Речицы на М-10, а также через Вилию на подъезде к городу Вилейка. В целом объемы ремонта в следующей пятилетке планируется сохранить на сложившемся уровне – порядка 500 мостовых сооружений.

– Главная сезонная проблема – появление ямочности. Неровности и выбоины доставляют неудобства водителям, повышают риск возникновения аварий. Как решаются эти вопросы?

– Для безопасности дорожного движения организации выполняют работы по ликвидации ямочности круглогодично. Вместе с тем можно сказать, что на сегодняшний день мы с этой проблемой практически справились. На фоне значительного увеличения в последние годы объемов ремонта дорожных покрытий (напомню, в 1,3 раза к уровню прошлой пятилетки) снижается количество образующейся на дорогах ямочности. Эффективность такого подхода показал нынешний выход из зимы. Так, на начало 2025-го количество ямочности на дорогах общего пользования уменьшилось в три раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Надеемся сохранить эту тенденцию и в дальнейшем.

– Какие мероприятия были запланированы и реализованы в дорожном хозяйстве в связи с Годом благоустройства?

– Организации Минтранса реализуют комплекс мероприятий, которые включены в республиканский и отраслевой планы мероприятий. В рамках поддержания в надлежащем состоянии территорий вдоль автомобильных дорог проводятся работы по обустройству мест отдыха и площадок, устанавливаются и ремонтируются малые архитектурные формы (всего 221). Полосы отвода расчищаются от валежной древесины и опасных деревьев, древесно-кустарниковой растительности (около 9 тыс. км). Выполняется текущий ремонт дорожного покрытия (4626 км) и озеленение территорий вдоль автомобильных дорог (всего планируется высадить 38,4 тыс. зеленых насаждений).

За 9 месяцев 2025 года выполнено 89% работ, предусмотренных республиканским и отраслевым планами.

« »

Читайте также