Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

Инвестиции в будущее железной дороги

08.02.2019

Инвестиции в будущее железной дороги

Доля Белорусской железной дороги в валовом внутреннем продукте страны составляет почти 3%, в экспорте услуг – более 9%, в том числе в экспорте транспортных услуг – свыше 25%. Железнодорожники обеспечивают почти 40% грузооборота страны и четвертую часть пассажирооборота.

По итогам работы в 2018 г. выручка от основной деятельности Белорусской железной дорогой составила 3,4 млрд руб., что выше уровня предыдущего года на 15,7% (102,8% к плану). Выручка от перевозок – 3,1 млрд руб. (на 16,1% выше уровня 2017 года, 102,8% к плану), экспорт услуг – 711,6 млн долл. США (42% выручки). Объем транспортных услуг увеличился на 9,6% и превысил 620 млн долларов.

Достигнуты максимальные с 1992 года значения объемов грузовых перевозок – 157,2 млн тонн (107,4% к уровню 2017-го). Тарифный грузооборот выполнен на уровне 52,6 млрд т-км (108,3% к предыдущему году). Погрузка увеличилась на 2,6% и составила 89,8 млн тонн.

Выручка от пассажирских перевозок достигла 358 млн руб. (111% к 2017 году, 98,9% к плану). Невыполнение плана связано со снижением объемов перевозки пассажиров – 99,1% к 2017-му. Пассажирооборот снизился на 1,3%.

В течение года предпринимались меры по повышению эффективности работы пассажирского комплекса, направленные на сокращение времени в пути следования поездов, развитие электронных продаж, совершенствование тарифной политики. Это позволило избежать значительного спада объемов пассажирских перевозок, а в международном сообщении и новых сегментах (городское и межрегиональное сообщение бизнес-класса) – достигнуть роста.

Для развития пассажирских перевозок в межрегиональном сообщении в ближайшие годы будут приобретены 10 электропоездов серии ЭПМ и 6 дизель-поездов.

Убытки от перевозок пассажиров компенсируются за счет грузовых перевозок, для снижения тарифов на которые Белорусская железная дорога планирует инициировать изменения в нормативно-правовую базу (в первую очередь в части установления нулевой ставки НДС на услуги по перевозке пассажиров в городском и региональном сообщении экономкласса).

Доходы от реализации работ и услуг по иным видам деятельности сложились на уровне 335 млн руб. (102,8% к плану). В общем объеме выручки они составляют около 10%. Следует активнее развивать такие направления деятельности, как услуги терминального хозяйства и транспортно-логистические.

Полученная выручка позволила на 22% увеличить среднемесячную заработную плату, которая по итогам года составила 1112 рублей.

Коллектив магистрали целенаправленно работает над оптимизацией расходов. Улучшены основные показатели эксплуатационной работы, характеризующие эффективность использования подвижного состава.

Это позволило практически полностью компенсировать влияние таких внешних факторов, как изменение курса белорусского рубля, рост цен на материалы и запасные части (в среднем на 12%), топливно-энергетические ресурсы (в частности, дизельное топливо подорожало на 19,1%).

Что касается тарифа на электроэнергию для железнодорожного транспорта, то он на 5,3% выше установленного для промышленных потребителей (до января 2018-го был единым). В части железнодорожных пассажирских перевозок тариф на 18% выше, чем для электрифицированного городского транспорта.

От ценовой политики в вопросах установления тарифов на электроэнергию для железнодорожного транспорта зависит дальнейшее продолжение работ по электрификации Белорусской железной дороги.

В 2018-м магистраль реализовала ряд инвестиционных проектов. Важнейшие из них – первые очереди строительства объектов «Микропроцессорная централизация Гомельского узла», «Развитие железнодорожной станции Сморгонь», «Модернизация средств связи участка Микашевичи – Лунинец», реконструкция здания вокзала Барановичи-Полесские.

Начаты работы по электрификации участка Жлобин – Калинковичи – Барбаров. Приобретено 689 грузовых вагонов. В общей сложности в основной капитал инвестировано 262 млн руб., в том числе 140 млн руб. заемных средств.

В прошлом году при формировании кредитного портфеля впервые был использован такой инструмент, как эмиссия облигаций для физических лиц. Немногим более чем за месяц выпуск в размере 10 млн долл. США был раскуплен. Это говорит о высоком уровне доверия к Белорусской железной дороге.

***

Для обеспечения эксплуатационных и инвестиционных затрат, достойного уровня заработной платы, осуществления выплат по финансовым обязательствам выручка по основной деятельности должна составить не менее 3,8 млрд руб. (рост на 10,7% к 2018 году). Рост грузооборота необходимо обеспечить на уровне не менее 104,2% к прошлому году, объем пассажирских перевозок – не ниже сложившегося в 2018-м. За счет этого выручка по перевозкам должна возрасти не менее чем на 10,5%.

Расширение номенклатуры и увеличение объемов услуг терминального хозяйства, транспортно-логистических услуг, ремонт подвижного состава, машин и оборудования обеспечат выручку от иных видов деятельности на уровне не менее 112,5% к 2018 году. Расходы по перевозкам на 2019-й запланированы в объеме 2,8 млрд руб. (119,6% к 2018-му). Планируется, что возрастет доля затратного капитального ремонта тягового подвижного состава, а также увеличится стоимость ремонта грузовых вагонов в связи с необходимостью замены дорогостоящих запасных частей и восполнения дефицита колесных пар.

Планами развития грузового бизнес-блока предусмотрено выстраивание качественной системы прогноза потребности в железнодорожных перевозках и их перспективного планирования в целях рационального управления погрузочными ресурсами.

Ставится также задача предложения клиентам комплексных логистических решений, проведения сбалансированной тарифной политики, эффективного использования подвижного состава за счет сокращения оборота грузового вагона, повышения производительности вагона и локомотива.

Продолжится развитие сегмента контейнерных перевозок, в первую очередь через предоставление комплексных сервисных услуг по организации перевозок в сообщении Китай – Европа – Китай, реализуемых через государственное предприятие «Белинтертранс» и акционерное общество «ОТЛК ЕРА».

Повышение качества транспортных услуг напрямую связано с применением инновационных технологий, совершенствованием системы информационного обеспечения пассажиров. Переориентировать спрос потенциальных пассажиров в пользу железной дороги позволят дальнейшее развитие электронных продаж проездных документов, организация интермодальных перевозок. Усилия также будут сконцентрированы на обновлении подвижного состава путем приобретения нового и улучшения потребительских качеств имеющегося за счет модернизации, на развитии скоростного межрегионального сообщения бизнес-класса между Минском и областными центрами, создании условий для лиц с ограниченными возможностями, расширении географии маршрутов.

Еще одна ответственная задача в организации пассажирских перевозок – качественное транспортное обслуживание в период проведения в Беларуси II Европейских игр.

Приоритетным направлением деятельности магистрали Владимир Морозов назвал применение современных цифровых решений. В 2018 году железные дороги Беларуси и России отказались от перевозочных документов на бумажных носителях и перевели практически все грузовые перевозки в двустороннем сообщении на цифровые технологии. Транзитные перевозки по маршруту Калининград – Литва – Беларусь – Россия и в обратном направлении осуществляются по электронным накладным СМГС.

Развивается АС «Электронная перевозка» для электронного взаимодействия с грузовладельцами. С 8 января 2019 года партнерам БЖД стало доступно мобильное приложение, позволяющее оформлять и сопровождать грузоперевозки с использованием юридически значимых электронных документов. Причем теперь технологические операции в системе можно выполнять с мобильного устройства в любой точке мира, где есть доступ к интернету.

В части пассажирских перевозок в первом полугодии 2019-го планируется завершить внедрение электронных проездных документов для поездов региональных линий экономкласса. Комплекс включает продажу электронных билетов на поезда всех категорий, курсирующих по Белорусской железной дороге, через интернет и терминалы самообслуживания нового поколения, систему контроля проезда в поездах, компьютерно-кассовую и аналитическую системы.

Современные цифровые технологии будут внедряться и во внутренние бизнес-процессы магистрали для обеспечения эффективной эксплуатации инфраструктуры и подвижного состава, сокращения непроизводительных расходов при безусловном обеспечении безопасности движения.

На текущий год запланированы инвестиции в объеме 643 млн руб., из них 226 млн будут направлены на строительство, 350 млн – на обновление подвижного состава. Будут приобретены более 2000 грузовых вагонов, три дизель-поезда, 30 пассажирских вагонов.

Продолжится электрификация участка Жлобин – Калинковичи – Барбаров, а также реализация таких крупных инфраструктурных объектов, как микропроцессорная централизация Гомельского и Калинковичского узлов, модернизация устройств электрической централизации и автоблокировки на участке Жлобин – Калинковичи – Словечно. В первом квартале планируется завершить работы по строительству и оснащению здания Центра управления перевозками.

На Минском отделении дороги будут реализованы следующие инвестиционные проекты: завершающий этап реконструкции котельной локомотивного депо Минск; развитие станции Сморгонь; реконструкция пассажирских устройств станции Помыслище; модернизация и капитальный ремонт колесно-роликового цеха в Оршанском вагонном депо.

По Барановичскому отделению запланированы реконструкция веерного депо для организации капитального ремонта электровозов серии БКГ в локомотивном депо Барановичи, реконструкция путевого развития станции Брузги, диспетчерская централизация «Неман» участка Барановичи – Лида – Мосты.

На Брестском отделении предусмотрены устройство контейнерной площадки в перевалочном парке станции Брест-Северный, модернизация станции Высоко-Литовск, диспетчерская централизация «Неман» Брестского узла.

В планах по Гомельскому отделению – реконструкция железнодорожного моста через Березину (участок Жлобин – Калинковичи), модернизация сетей электроснабжения и освещения на участке Жлобин – Гомель.

На Могилевском отделении ожидается реконструкция склада топлива локомотивного депо Могилев и строительство цеха сухих кормов на базе дочернего сельхозпредприятия «Авангард».

На Витебском отделении будут реализованы проекты каблирования воздушной линии связи на участке Крулевщизна – Воропаево, ограждения территории и оборудования системой видеонаблюдения станции Витьба.

Кратко руководитель железнодорожной отрасли остановился на работе хозяйственных обществ, акции которых переданы в Управление Белорусской железной дороги. Все восемь обществ в прошлом году сработали стабильно. Обеспечено перечисление в республиканский бюджет 2,8 млн рублей.

Отдельный раздел доклада был посвящен обеспечению безопасности движения и охраны труда. Улучшению состояния дел способствовали мероприятия по развитию и обеспечению надежности работы технических средств.

Сохраняется тенденция к снижению общего числа несчастных случаев на производстве. Организационно-технические мероприятия, направленные на улучшение условий и охраны труда, позволили улучшить условия труда 320 работников, вывести из вредных или опасных условий труда 537 рабочих мест.

С целью минимизации случаев непроизводственного травматизма на ряде станций и остановочных пунктов намечены работы по строительству ограждений, установке устройств световой и звуковой сигнализации, строительству и ремонту пешеходных переходов. Примеры успешного взаимодействия с местными органами власти – строительство в прошлом году пешеходных переходов на остановочных пунктах Тракторный и Колодищи Минского отделения дороги.

***

Задача номер один для коллектива магистрали – безусловное выполнение показателей социально-экономического развития. Несмотря на положительную динамику, достигнутую в 2018 году, не обеспечено выполнение ряда доведенных министерством показателей прогноза.

Меры по выполнению показателей должны быть системными и работать на опережение ситуации.

Второй момент – дефицит подвижного состава инвентарного парка дороги. Нарекания грузоотправителей поступали в адрес БЖД, Минтранса и правительства. В текущем году необходимо полно и своевременно обеспечить потребности всех секторов экономики в перевозках, а также в обновлении подвижного состава. При невыполнении отечественными вагоностроительными предприятиями взятых обязательств по производству вагонов применять оперативные меры реагирования.

Третье направление – электрификация. В преддверии ввода Белорусской АЭС задача является стратегически важной не только для БЖД, но и для республики в целом. Необходима детальная проработка проекта электрификации на следующую пятилетку. Речь идет и об участках Барановичи – Лунинец – Ситница и Ситница – Калинковичи. Белорусской железной дороге надо выработать четкие позиции по вопросам финансирования этих проектов, обеспечив конструктивное взаимодействие с международными финансовыми институтами – Всемирным банком, ЕБРР, IFC.

Четвертое – восстановление объема пассажирооборота. Железнодорожникам необходимо определить направления дальнейшего движения.

Пятое – цифровая трансформация на железнодорожном транспорте, достижение лидерских позиций в организации «электронных» перевозок, информационное взаимодействие с администрациями сопредельных железных дорог и белорусскими органами госуправления, осуществляющими контроль на границе.

Шестое – подготовка объектов инфраструктуры и организация бесперебойной работы транспорта в период проведения II Европейских игр.

Татьяна Азаревич, «Транспортный вестник»

 

Сегодня по магистрали курсируют 87 пассажирских локомотивов, 197 составов моторвагонного подвижного состава, 1235 пассажирских вагонов. Ежедневно принимают и отправляют пассажиров 365 станций и 588 остановочных пунктов. В среднем каждые сутки 808 поездов всех формирований перевозят около 220 тысяч пассажиров.

« »

Читайте также