bannerHeader1
bannerHeader1
bannerHeader

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

Одним барьером меньше

20.07.2022

Одним барьером меньше

Министерства транспорта Беларуси и России договорились об отмене с 20 июля для белорусских перевозчиков разделения по категориям разовых разрешений в/из третьих стран на международные автоперевозки грузов. Решение принято в рамках реализации программы по унификации регулирования транспортного рынка стран – участниц Союзного государства.

Отмена разделения по категориям российских разовых «дозволов» упростит работу белорусских международных автоперевозчиков и снимет лишние ограничения. Для понимания сути вопроса нужно вернуться на некоторое время назад. Когда белорусские транспортники еще ездили в европейские страны, российская сторона из-за опасений конкуренции ввела исключительно для них категорийность разрешений. Первая давала право выполнять доставки в/из России в любые государства, кроме Италии. Вторая – ограничивала поездки в Германию и Италию, третья – помимо уже названных, в Австрию, Бельгию, Нидерланды, Польшу, Францию и Чехию.

Все изменилось, когда для белорусских международных перевозчиков закрыли дороги в Европу, а наше государство приняло ответные меры. Как известно, в соответствии с Постановлением Совета Министров от 22.04.2022 № 247 «О перемещении транспортных средств» установлен запрет на проезд по территории Беларуси грузовых автомобилей и тягачей, зарегистрированных в государствах – членах ЕС. Теперь фуры на европейских номерах пересекают нашу границу для осуществления в отведенных местах перецепки полуприцепа на белорусский тягач или перегрузки. И тут сразу возникли проблемы: третья категория разрешения не давала право везти в Россию прицеп, который в Беларусь доставлен из Германии. Сейчас с этим абсурдом покончено.

– Я приветствую данное решение, – делится директор ЧТУП «Витмагистраль» Сергей Шакуро. – Правда, пока не знаю, как на практике это будет осуществляться. Допустим, у нас сейчас есть квота на первую и вторую категории. Означает ли это, что автоматически останется одинаковое количество внекатегорийных разрешений? Или разрешения этих категорий будут менять по более выгодному «курсу»? Как только Транспортная инспекция внедрит новый порядок, поймем, хорошо это или плохо. Думаю, нужно бороться, чтобы таких «дозволов» выдавалось гораздо больше. Ни для кого не секрет, что основную часть грузов от границы Беларуси с Евросоюзом вывозят россияне, которым вообще никакие разрешения от нас не требуются.

Компания «Витмагистраль» – один из крупнейших международных перевозчиков Витебской области. Сегодня часть машин простаивает без работы.

– Сворачивать работу не собираемся и машины не продаем, – поясняет Сергей Александрович. – Боремся за каждого клиента, выживаем как можем. Но ситуация меняется каждый день. Я до последнего не верил, что белорусам могут закрыть дорогу в Европу, учитывая, что этим бизнесом в основном занимаются небольшие частные компании, а оно вот как обернулось. Сейчас работаем с перецепкой в «Каменном Логе», «Котловке», «Григоровщине» и «Урбанах».

Второй наш собеседник – руководитель ООО «ВитМегаТранс» Виктор Макаревич – был еще более категоричен. По его мнению, перевозка грузов в Российскую Федерацию после перецепки в Беларуси не должна считаться доставкой из третьих стран. По сути, в нынешних условиях это – двусторонняя поездка, для осуществления которой никакие разрешения не нужны.

– Хорошо, что все возвращается к нормальной практике, когда разделений на категории не было, – отмечает он. – Кроме белорусов, российская сторона никому не выдавала разрешения с указанием, откуда допускается везти к ним груз. Это абсурдная постановка вопроса. К тому же только к белорусам РФ до сих пор применяет разрешительную систему для автомобилей полной массой до 6 тонн, что не входит в отношения с другими государствами. И вообще, трактовать перецепку как перевозку из третьих стран неправильно.

Виктор Макаревич привел целый ряд фактов, когда машина грузилась в Литве с наличием третьей категории, а потом выяснялось, что отправитель был из Чехии, и компания по итогу попадала в сложную ситуацию на территории РФ. Более того, есть примеры, когда грузы, которые водители забирали в Орше в мультимодальном транспортно-логистическом центре «Бремино-групп», в России рассматривались как перевозимые из третьих государств. По его мнению, вопрос с реализацией мультимодальных доставок в отношениях между нашей страной и Россией тоже до конца не отлажен и до сих пор остается открытым.

– Разницы нет, кто является отправителем груза, если я его забираю на территории Беларуси. По документам же видно, что мы не выезжаем за ним за пределы республики, – делится Виктор Макаревич. – Понятно, что в России хотели исключить случаи, когда мы из Германии едем на одном своем тягаче, а здесь цепляем груз на другой свой тягач. Но в нынешних условиях никто из нас выехать за товаром туда и так не сможет. Есть первый перевозчик – европейский, а потом второй – белорусский. Мы забираем прицеп на территории нашей страны. В России согласны, что так оно и есть. Однако их Транспортная инспекция руководствуется нормами законодательства, исполнением решений и положений.

Как отметила заместитель генерального директора Ассоциации «БАМАП» Наталия Высоцкая, после последних консультаций с российской стороной количество разовых разрешений в/из третьих стран для белорусских перевозчиков осталось в цифрах, согласованных ранее на текущей год.

– Возможность увеличения квоты обсуждалась, и вопрос будет дополнительно рассматриваться. Это произойдет по результатам мониторинга работы в условиях отмены категорийности, – пояснила Наталия Александровна.

Кроме того, по словам собеседницы, белорусская сторона поставила вопрос о признании перевозок с перецепкой или перегрузкой двусторонними, на которые не требуются разрешения. И он также обсуждается.

Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «Транспортный вестник»

« »

Читайте также