bannerHeader1bannerHeader2
bannerHeader1bannerHeader2
bannerHeader bannerHeader bannerHeader

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

От забот насущных к планам будущим

07.04.2021

От забот насущных к планам будущим

Визитная карточка страны, показатель ее благосостояния и развития – дороги. За последние годы много сделано, чтобы белорусские транспортные артерии отвечали самым высоким требованиям по долговечности, грузоподъемности и безопасности движения. Автотрассы нынешнего поколения – сложные и дорогостоящие инженерные сооружения, представляющие симбиоз новейших технологий и многолетних традиций отечественного дорожного строительства. Пример тому – объекты, которые были сданы в Могилевской области. О трудовых буднях РУП «Могилевавтодор» мы поговорили с его генеральным директором Анатолием ЛОПАТИНЫМ.

  • В конце 1990-х годов в Беларуси назрела острая необходимость повышения эффективности управления дорожной деятельностью. Было решено создавать и развивать во всех областях республиканские предприятия автомобильных дорог. «Могилевавтодор» образован в 1998-м с функциями заказчика по проектированию, строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог и объектов дорожной инфраструктуры на них.
  • В РУП «Могилевавтодор» – девять филиалов, которые обслуживают 2544,681 километра дорог и 351 мостовое сооружение общей протяженностью 19 120,210 погонного метра. В коллективе трудятся 837 человек.
  • На протяжении многих лет предприятие демонстрирует стабильные темпы развития, выполняет ключевые показатели эффективности работы и важнейшие целевые задачи заказчиков государственных программ.

По гладким дорогам и прочным мостам

– За последнее десятилетие наше предприятие ввело в эксплуатацию ряд важных объектов, – рассказывает Анатолий Лопатин. – Это участки км 131,3 – км 188,8 трассы М4 Минск – Могилев, км 131,000 – км 208,66 М5/Е271 Минск – Гомель на отрезке Бобруйск – Жлобин, Р70 Княжицы – Горки – Ленино – граница России (Дружная), мосты через реки Лахва на Р93 Могилев – Бобруйск и Ольса на км 1,428 автодороги Р79 Кличев – Чечевичи.

Сразу два уникальных объекта были сданы РУП «Могилевавтодор» в прошлом году. Один из них – мост через реку Сож в Славгородском районе на пятом километре автодороги Р140 Славгород – Краснополье. О его необходимости речь велась еще со времен Советского Союза, однако к возведению приступили лишь осенью 2016-го.

На этом проекте впервые в стране рискнули опробовать новые технологии транспортировки и монтажа пролетов, сопоставимые с теми, что применялись при возведении сооружения через Керченский пролив в России. Основами строящегося моста стали две металлические фермы высотой более 15 метров и массой 240 тонн, сохранившиеся от реконструкции кричевского моста через Сож. Для их транспортировки в Славгородский район был выбран водный путь, хотя до этого река на участке между Кричевом и Славгородом считалась несудоходной. Кроме того, по маршруту следования расположен другой мост, и при проходе под ним требовались особые меры предосторожности. Благодаря слаженной работе водников и представителей других предприятий и организаций фермы благополучно достигли стройплощадки.

Генеральный директор в числе значимых назвал также двухлетний проект обновления дороги Р122 Могилев – Чериков – Костюковичи:

– Сегодня ежесуточно здесь в среднем проезжает до 13 тысяч машин. Исходя из степени интенсивности было принято решение сделать дорогу бетонной. Такое покрытие более долговечное и износостойкое по сравнению с асфальтобетонным. Помимо этого, удельный вес отечественных составляющих при данных технологиях выше, что тоже стало важным критерием в пользу бетона. В результате техническую категорию дороги подняли с третьей до первой, количество полос увеличилось до четырех – по две в каждом направлении.

Строители выполнили большой объем работ по выносу коммуникаций, да и само архитектурное решение стало непростым: возводились путепроводы над железной дорогой и автомагистралью М8/Е95. В первом случае использовались довольно сложные конструкции – не прямые, а наклонные опоры. Во втором – развязка для разделения потоков выполнена в двух уровнях.

Реконструкция одного участка на Р122 – отнюдь не финишная прямая для важной транспортной артерии Могилевщины, которая является частью Критского общеевропейского коридора и связывает с областным центром семь районов. В планах – обновление еще порядка 40 километров трассы.

Среди важных перспективных объектов – Юго-западный обход Могилева. Он станет продолжением автодороги Р123 Селец (от Р93) – Мосток – Дрибин – Горки.

– Предусматривается строительство автомобильной дороги по нормам второй категории с цементобетонным покрытием, – уточнил генеральный директор РУП «Могилевавтодор». – Длина обхода составит более 12 километров. Его возведение позволит замкнуть кольцо вокруг областного центра и направить транзитный транспорт в обход города, что разгрузит уличную сеть и улучшит экологию. В рамках проекта намечено возведение мостовых сооружений над железной дорогой и рекой Вильчанкой, а также 380-метрового моста через Днепр.

В ближайших планах – реконструкция моста через Сож в Черикове, где будет заменено пролетное строение с усилением существующих опор. А над Березиной в Бобруйске сперва построят новый мост недалеко от нынешнего, а после приступят к его реконструкции.

Первый опыт – не последний

Приоритетными направлениями деятельности РУП «Могилевавтодор» были и остаются содержание действующей сети республиканских дорог на территории области в требуемом техническом состоянии, обеспечение безопасности дорожного движения и комфортных условий пользователям. Для этого за последние годы сделано немало. Предприятием одним из первых среди автодоров республики на базе ДЭУ-72 создано производство битумных эмульсий, а в ДЭУ-74 организован выпуск холодных смесей для ямочного ремонта, внедрена технология укладки «Сларри Сил» при ремонте и содержании дорог.

Развитию производственных баз и линейно-дорожных дистанций всегда уделялось особое внимание. Создаются комфортные условия труда и отдыха работникам, проводится техническая модернизация основных средств. Сегодня структурные подразделения оснащены современными высокопроизводительными машинами и оборудованием.

Качественно выполнять профессиональные задачи позволяет внедрение при строительстве и реконструкции объектов новых технологий. Так, при обновлении участка Р140 Славгород – Краснополье будет применен холодный ресайклинг. Это первый опыт могилевских дорожников. Суть технологии – в смешении существующего покрытия с битумной эмульсией, цементом и последующем распределении смеси с помощью специальной техники. Затем поверх монолитной плиты укладывается асфальтобетон, что позволит без замены нижележащих слоев обеспечить надежность и прочность дорожной одежды.

При возведении моста через Днепр в ходе строительства обхода Могилева в качестве главных несущих элементов пролетных строений будут использованы металлические ортотропные плиты. Они обеспечивают однородность работы конструкции и исключают проблему сопряжения металла с железобетоном. Цельнометаллические блоки с ортотропной плитой обладают большей надежностью и долговечностью по сравнению со сталежелезобетонными.

В РУП «Могилевавтодор» разработали новый проект зимнего содержания республиканских автомобильных дорог, инновационность которого заключается в использовании жидких противогололедных материалов. Для устранения скользкости при температуре до минус пяти градусов будут применяться рассолы NaCl и увлажненные соли. За один проход машины для обработки смогут равномерно распределить реагент по всей ширине проезжей части, что значительно сэкономит время, сырье, материалы, топливо, технические и трудовые ресурсы, даст возможность быстро восстановить пропускную способность и повысить безопасность движения в неблагоприятных погодных условиях.

По словам Анатолия Лопатина, для применения таких реагентов необходимо специальное оборудование. Его готовы выпускать отечественные промышленные предприятия. Кроме того, в технологии использования жидких противогололедных реагентов предполагается задействовать универсальную технику белорусского производства, в том числе МАЗ-МАН.

Помимо комбинированных дорожных машин с распределителем жидкого и твердого реагента, потребуются растворно-солевые узлы с емкостями для приготовления и хранения смеси объемом не менее 100 кубических метров. Также предусматривается установка на автомобилях инновационного измерительного оборудования, позволяющего в режиме реального времени бесконтактным способом измерять температуру и коэффициент сцепления покрытия дороги.

Реализация проекта планируется в рамках Государственной программы инновационного развития Беларуси на 2021–2025 годы. В нем будут задействованы высокоскоростные платные магистральные участки дорог первой технической категории М4 Минск – Могилев и М5/Е271 Минск – Гомель общей протяженностью более 170 километров.

– Нынешняя зима, когда область дважды оказалась во власти циклонов, стала сложным испытанием и выявила определенные прорехи в наших дорожно-эксплуатационных организациях. В частности, это касается недостаточности и изношенности техники, есть вопросы по производительности. Считаю, что сегодня нужен курс на техническое перевооружение, – резюмировал генеральный директор «Могилевавтодора».

После возросших затрат в прошедшем сезоне становится очевидной нехватка выделенных лимитов, а ведь впереди еще много дел. По словам руководителя, протяженность нуждающихся в ремонте дорог с каждым годом растет. Если в 2008-м был отремонтирован 31% от требуемого, то в 2020-м этот показатель составил лишь 9,9%, или 83,8 километра. На сегодняшний день нормативам соответствуют 1699,1 км дорог (66,8% всей протяженности) и 272 моста (77% общего количества).

Уже 18 лет у руля предприятия стоит Анатолий Лопатин, за плечами которого – более четырех десятилетий работы в дорожной отрасли. В прошлом году ему было присвоено высокое звание «Заслуженный строитель Республики Беларусь». За время существования РУП «Могилевавтодор» 69 работников отмечены нагрудными знаками «Ганаровы дарожнiк», 15 – «Ганаровы транспартнiк», четверо – медалями «За трудовые заслуги».

Мария ЛАСТОЧКИНА, журнал «Транспорт & Транзит»

 

« »

Читайте также