Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

Реклама на «автопилоте»

09.10.2025

Реклама на «автопилоте»

В Великобритании официально завершилось обсуждение перечня относящихся к транспортным средствам терминов, употреблением которых будет ведать местный Минтранс. Британцы первыми намерены законодательно установить, когда можно говорить про «беспилотный автомобиль» или «автономное (автоматизированное) вождение», а в каких нет. Следом аналогичный правовой механизм собираются разработать в Европе.

Официально регулирование направлено на корректное употребление терминов в автомаркетинге: буквально воспринятая реклама с эпитетами «автоматизированный», «беспилотный» и т.д. способна порождать у водителей ошибочные представления о функционале машины, притупляя бдительность. На портале правительства Соединенного Королевства так и написано: «Поскольку все больше производителей предлагают высококлассные системы помощи водителю, вводящий в заблуждение маркетинг может снизить уровень безопасности на дорогах», создавая иллюзию того, что конкретные модели машин «могут ездить сами по себе».

Механизм регулирования опирается на Закон «Об автоматизированных транспортных средствах», принятый в 2024 году и наделяющий министра транспорта полномочиями защищать определенные термины: их можно будет использовать только для обозначения авто, сертифицированных как автоматизированные, беспилотные и т.п. Защищаемые термины не должны применяться для обозначения систем помощи водителю: последние требуют отклика человека, потому ни беспилотными, ни автономными не являются.

В списке защищенных терминов присутствуют не только слова, но и выражения, символы или знаки. Правонарушением конкретный рекламный текст, изображение, аудио, видео и т.п. делает соблюдение двух условий – они запущены в оборот «в связи с продвижением или продажей транспортных средств» и адресованы «конечному пользователю или потенциальному конечному пользователю». Если, например, разработчик пиарит тесты несертифицированных AV с платными клиентами и водителем-дублером, все путем: это не конечные потребители. А вот если дилер предлагает клиентам, купившим у него автомобили, пробную версию нелицензированного «автономного программного обеспечения», придется ответить: автовладельцы – конечные пользователи.

Если производитель хвастается, что его AV беспилотно колесит по Калифорнии, то даже при отсутствии сертификата нарушения нет: не утверждается, что машина беспилотно путешествует по Великобритании. Если газета публикует рекламу, ошибочно именующую автомобиль автономным, один раз на это закроют глаза – «если у нее не было оснований подозревать, что транспортное средство не зарегистрировано». Но в последующих случаях публикация будет квалифицирована как введение в заблуждение. В основном речь идет о штрафах – лишь к топ-менеджменту автокомпаний подход жестче: можно схлопотать до двух лет лишения свободы.

В континентальной Европе британский опыт восторженно приветствовал Европейский совет по безопасности на транспорте, который теперь продвигает аналогичные инициативы в Брюсселе. В ЕС тоже констатируют путаницу между системами вспомогательного и полностью автоматизированного вождения. Оказывается, многие евроводители всерьез полагают, будто усовершенствованная система помощи водителю ADAS (Advanced Driver Assistance Systems) способна полностью контролировать машину, что приводит к небезопасному вождению.

В Европе защищенными тоже предлагают сделать в первую очередь термины «беспилотное вождение», «автоматизированное вождение», «автономное вождение» и их грамматические варианты. Вероятно, это не полный список: мы живем во времена, когда даже обычный калькулятор легче продать как счеты с элементами искусственного интеллекта.

Матвей ПРОХОРОВ, «Транспортная безопасность»

« »

Читайте также