bannerHeader2
bannerHeader1

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

Сам загорелся

17.10.2025

Сам загорелся

В ситуации, когда машина загорается сама по себе, приятного мало. Это та самая «скрытая угроза», которую многие воспринимают как нечто фантастическое, пока не видят клубы дыма. Как правило, происходит это из-за одновременного совпадения нескольких факторов: технических дефектов, износа, ошибок в монтаже и эксплуатации. Как ликвидировать автомобильный пожар, а лучше предотвратить его?

В Беларуси случаи таких самовозгораний не единичны. В сводки ГАИ и МЧС то и дело попадают истории гибели автомобилей в огне. Чаще возгорание становится следствием серьезного ДТП, но во многих случаях фигурируют «короткое замыкание», «технический сбой», «утечка топлива». Итак, в каких ситуациях самовозгорание реально?

Электрика и короткие замыкания

Одна из самых частых причин – неправильный монтаж электропроводки, перегрузка цепей, плохие контакты. В старых проводах изоляция иссыхает, трескается, появляется воздушный зазор, и любая случайная искра может воспламенить расположенные рядом материалы.

Меры профилактики до банальности просты: следить за состоянием проводки, не тянуть кабели «в обрез», не скручивать «на коленке», использовать предохранители и правильно рассчитывать токи. А при установке дополнительного или нештатного энергоемкого оборудования (например, усиленной аудиосистемы или подсветки) обращаться к профессионалам.

Утечка топлива/испарения и контакт с теплом

Бензин, газ и бензиновые пары чрезвычайно взрывоопасны. Если шланг подтекал, хомут ослаб, уплотнитель старый, пары могут попасть в моторное пространство. А там достаточно даже контакта с перегретым элементом двигателя, чтобы вспыхнуло пламя.

Дабы не допускать утечек, необходимо следить за состоянием топливной системы и немедленно реагировать на замеченные подтеки под автомобилем. После заправки всегда проверяйте, плотно ли закрыта крышка бензобака.

Если вы обнаружили запах топлива и бензиновое пятно под машиной, вызывайте эвакуатор – самостоятельное движение с поврежденной топливной системой крайне опасно.

Перегрев и контакт с горячими элементами

В нагретых зонах – выпускной коллектор, турбина, глушитель, выпускная труба – близко расположенные пластиковые детали, топливные шланги и элементы облицовки могут расплавиться и загореться. А если рядом проложены плохие кабели или топливная магистраль, риск особенно велик.

Не допускайте такой близости: надо использовать термостойкие кожухи, тепловые экраны, гофры и держатели, которые отводят провода подальше от «жарких зон».

Механические повреждения, аварии и дефекты

После удара или деформации во время даже незначительного ДТП топливопроводы, электропровода и крепления могут сместиться и стать причиной возникновения острых углов, трущих контактов, натяжения или излома, которые при движении или вибрации могут нанести критические повреждения.

Даже если автомобиль кажется целым после мелкого ДТП, мелкое смещение может стать точкой возгорания.

Ошибки при монтаже допоборудования

Установка охранных систем, дополнительных элементов внешнего освещения, подогрева сидений или мощность акустики без должного внимания к сечению штатной проводки повышает риск возгорания возрастает.

В данном случае важно правильно рассчитать нагрузку и при необходимости заменить питающие кабели, использовать только сертифицированные комплекты, устанавливать штатные предохранители и не размещать провода в горячей зоне двигателя.

Если автомобиль загорелся

Если вы обнаружили дым или запах гари, увидели открытое пламя:

  • остановитесь в максимально безопасном месте, заглушите двигатель, выключите питание (зажигание) и поставьте автомобиль на ручной тормоз;
  • выйдите сами и помогите пассажирам покинуть автомобиль, уведите их подальше от машины;
  • если есть возможность, обеспечьте доступ к месту возгорания и, если возгорание незначительное, воспользуйтесь огнетушителем, который должен быть в вашем автомобиле;
  • если пламя уже распространилось на значительную площадь, отойдите на безопасное расстояние, вызовите спасателей и не пытайтесь бороться с огненной лавиной в одиночку;
  • если вам удалось потушить возгорание, зафиксируйте последствия: фото/видео обгоревших зон, поврежденных деталей и проводов, покажите спасателям места возникновения огня.

Категорически нельзя тушить горящий бензин и электропроводку водой – используйте порошковый или углекислотный огнетушитель.

Какой огнетушитель лучше

Самый универсальный выбор – порошковый огнетушитель типа ABC/OP. Он позволяет ликвидировать возгорания веществ, жидкостей и электроприборов. Углекислотный (CO₂) особенно эффективен при тушении загоревшейся электропроводки, но он слабее в борьбе с горючими жидкостями.

Минимальный объем автомобильного огнетушителя – 1 кг порошка или аналогичного по емкости эквивалента. ПДД не регламентируют тип огнетушителя, который должен находится в машине, но для собственной безопасности оптимально иметь стандартный порошковый и компактный углекислотный, но не в ущерб пространству и безопасности.

Контролировать постоянно

Чтобы не дошло до возгорания, водитель должен:

  • производить визуальный осмотр: нет ли следов подтеков топлива под машиной или темных следов на днище;
  • осматривать проводку на предмет оплавлений, потертостей, участков оголенных проводов и следов перегрева;
  • контролировать качество монтажа допоборудования: не находятся ли провода под капотом в свободном контакте с частями двигателя;
  • при каждом ТО проверять надежность креплений топливных шлангов и хомутов;
  • следить за исправностью крышки бензобака;
  • после аварии или езды в сложных условиях проверять топливную систему на герметичность.

Арсений СИДОРОВ, «Транспортная безопасность»

« »

Читайте также