Шины – дело тонкое. И опасное
10.10.2025
Мы редко думаем о шинах – проверим давление, глянем на протектор, махнем рукой: «Еще сезон походит». А потом удивляемся, почему машину вдруг повело на ровном месте. Истина стара, как асфальт: вся безопасность автомобиля сводится к четырем пятнам контакта. Все остальное – дело второстепенное. Можно поставить отличные тормоза, новую подвеску, но, если колеса теряют сцепление с дорогой, ни электроника, ни опыт не спасут. Почему шины становятся небезопасными и как этого избежать?
Всесезонка вне закона
Еще совсем недавно многие белорусские водители считали, что всесезонные шины – золотая середина между зимней и летней резиной. Купил комплект, и можно ездить круглый год – без замены, затрат и очередей на шиномонтаже. Однако, согласно изменениям в 2025 году в ПДД, с 1 декабря по 1 марта все автомобили должны быть оснащены только зимними шинами, имеющими маркировку в виде горной вершины с тремя пиками и снежинкой и обозначение с буквами M и S.
Закон больше не оставляет серой зоны: либо зимняя шина с подтвержденной сертификацией, либо нарушение ПДД. Несоответствующая резина – это нарушение, за которое предусмотрено административное взыскание: предупреждение или штраф до одной базовой величины, а при повторном нарушении – от двух до пяти базовых. Кроме того, в случае ДТП страховая компания может отказать в выплате, если выяснится, что автомобиль был на летней или всесезонной резине.
Когда столбик термометра опускается ниже +5 °C, летняя резина теряет эластичность, превращается почти в пластик: шина твердеет, а пятно контакта сокращается. На голом асфальте это еще можно не заметить, но стоит появиться инею или мокрому снегу – тормозной путь удваивается.
Цифры стоят жизни
Многие автолюбители не придают значения загадочным цифрам и буквам в маркировке шины. Например, 94H или 88T. Но именно эти значения определяют, выдержит ли шина вес вашего автомобиля и насколько безопасно движение при скорости 100–130 км/ч. Кроме того, ПДД в числе неисправностей, с которыми движение ТС запрещено, учтен вариант, когда «шины по размеру или допустимой нагрузке не соответствуют модели транспортного средства».
Индекс нагрузки (Load Index) показывает, какую массу выдерживает одно колесо. Если поставить шину с меньшим индексом, чем указано в руководстве автомобиля, она может перегреться и разрушиться прямо при движении по трассе.
Индекс скорости (Speed Index) определяет максимально допустимую скорость, при которой шина сохраняет свои характеристики.

Пример: если в паспорте машины стоит рекомендация «индекс скорости H (210 км/ч)», а вы поставили «T (190 км/ч)», формально это уже нарушение. Но хуже другое – шина с меньшим индексом имеет более мягкий каркас, что влияет на управляемость и стабильность при обгоне, на неровностях, в поворотах.
Почему важен одинаковый протектор на осях
ПДД запрещают эксплуатацию машины, если на одной оси установлены шины с различным рисунком протектора или конструкцией: «На одной оси запрещается установка шин с различным рисунком протектора, типом или размером». Можно ли ставить на разные оси шины с разным рисунком? Закон это не запрещает, но с точки зрения безопасности нежелательно: сцепление на снегу, боковое сопротивление, водоотвод – все разное, и при резком торможении или заносе каждая ось реагирует по-своему, и машина теряет баланс.
А что с полноприводными авто? Даже небольшая разница в диаметре между передней и задней осями способна создать постоянное напряжение в трансмиссии. Именно поэтому в официальных инструкциях к полноприводным моделям Subaru, Audi, Volvo и других брендов прямо указано: все четыре шины должны иметь одинаковый диаметр, модель и степень износа. Разница в окружности более 2% может привести к ускоренному износу муфты Haldex, карданных валов и дифференциалов.
Это значит, что если водитель меняет только одну шину, потому что «три еще хорошие», то рискует ремонтировать всю систему полного привода. Для таких автомобилей также рекомендуется взвешенное чередование шин – менять местами передние и задние каждые 10–15 тыс. км, чтобы износ был равномерным.
Так что с точки зрения безопасности на полном приводе лучше четыре одинаковых колеса среднего класса, чем два «премиума» и два «эконома» с разным протектором.
Шипы против льда
Шипованные шины дают уверенность на обледенелом покрытии. Их металлические вставки вгрызаются в лед и обеспечивают короткий тормозной путь даже на «катке». Однако на чистом асфальте шипы ухудшают сцепление и увеличивают тормозной путь. К тому же, они быстрее изнашиваются и шумят.
Согласно ПДД, шипованные шины должны быть установлены на все оси автомобиля – только на одну запрещено.
Возраст – скрытая угроза
Повреждения или старение резины ухудшают сцепление сильнее, чем небольшой износ. Под воздействием кислорода, ультрафиолета и температурных перепадов каучук теряет пластичность. После пяти лет хранения (особенно в гараже или на солнце) резина становится ломкой. В мороз такая старая шина может растрескаться и при торможении просто разорваться по боковине.
Производители рекомендуют менять шины каждые шесть лет, даже если протектор «еще хороший». Узнать возраст просто – по маркировке DOT: последние четыре цифры означают неделю и год выпуска. Например, DOT 2021 обозначает 20-я неделя 2021 года.
Кроме того, по ПДД запрещается эксплуатация шин с оголением корда или расслоением, с боковыми порезами и с остаточной глубиной протектора зимних шин менее 4 мм.
«Запаска» зимой: задача со звездочкой
Водители редко задумываются о том, какая шина лежит в багажнике. А ведь от этого зависит, сможете ли вы безопасно доехать зимой до шиномонтажа. Если автомобиль укомплектован полноразмерным запасным колесом, как правило, оно имеет те же характеристики, что и остальные. Однако в качестве «запаски» в багажнике редко лежит зимняя шина.
Совсем другая история – «докатка», компактное временное запасное колесо. Ее задача – не заменить, а позволить доехать до ближайшего сервиса. Она легче, занимает меньше места и снижает массу автомобиля. Но у нее есть жесткие ограничения: максимальная скорость – не выше 80 км/ч, ресурс – не более 50–100 км и почти всегда – летний тип протектора.
Если дорога скользкая, а запаска – летняя докатка, лучше вызвать эвакуатор. Докатка – не спасение, а компромисс, созданный ради экономии массы. Кроме того, зимних докаток на рынке не существует. Производители делают их универсальными, но состав резины и рисунок явно не рассчитаны на снег и лед. Поэтому использование докатки зимой допустимо только как вынужденная мера, и то на короткое расстояние.
Контроль давления: правило выживания
Падение температуры зимой вызывает уменьшение давления примерно на 0,1 бара на каждые 10 °C. Это значит, что если вы накачали колеса при плюс 20 °C, то при минус 10 °C давление в них уже на 0,3 бара ниже нормы.
Недостаточное давление приводит к перегреву и преждевременному износу плечевой зоны шины. При избыточном – ухудшается сцепление и управляемость. Поэтому давление нужно проверять не реже раза в месяц, а в мороз – раз в две недели.
Современные автомобили оснащаются датчиками давления, но и они не всегда точны: система может не показывать медленное падение давления, пока разница не превысит установленный порог. Поэтому лучше держать под рукой механический манометр – простейший инструмент, от которого может зависеть безопасность водителя и пассажиров.
Есть вещи, которые работают незаметно, пока не перестают работать. Шина как раз из этой категории. Она не гудит, не сигналит, не напоминает о себе. И только в тот момент, когда автомобиль вдруг перестает слушаться руля, мы вспоминаем: вся безопасность машины сводится к четырем пятнам контакта размером с ладонь.
Арсений СИДОРОВ, «Транспортная безопасность»

