bannerHeader2
bannerHeader1

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

Техосмотр есть, даже если его нет

09.10.2025

Техосмотр есть, даже если его нет

«Техосмотр видишь? А он есть!» – эту реплику стоит адресовать автомобилистам, рассказывающим про отсутствие технического осмотра за рубежом. Если планового ТО нет, то, скорее всего, его функции выполняют другие мероприятия. Которые, к слову, могут быть задействованы и тогда, когда технический осмотр существует, но малорезультативен.

Напомним: условно выделяют два подхода к ТО – европейский («проверить все») и американский («разберутся на месте»). Парадокс в том, что они смыкаются, особенно если присмотреться, кто не проходит осмотр, каковы наиболее распространенные причины этого и как с этим борются.

Европа: когда автопарк стареет

Чтобы оценить строгость и педантизм немецкого техосмотра, на который привыкли ориентироваться в Восточной Европе, приведем выжимку из свежего отчета TUV-Verband – немецкого аналога нашего «Белтехосмотра». Цифры дают хорошее представление о «пропускной способности» ТО в Германии.

  • По данным отчета TUV за 2025 год, у 20,4% (против 19,6% в 2024-м) коммерческих транспортных средств при ТО обнаружены «серьезные» или даже «опасные» дефекты. По всем моделям и возрастам легковых авто доля не соответствующих требованиям машин составляет 20,6% (+0,1% к уровню 2024-го), по легким фургонам (до 3,5 тонн) – 21,5% против 20% в 2024-м. Средний возраст коммерческих транспортных средств вырос до 8,7 года.

Получается, беспроблемно огонь, воду и медные трубы техосмотра по-немецки прошли лишь 67,9% предъявленных авто – на 0,4% меньше прошлогоднего уровня. Связано это со старением автопарка: сами немцы пишут, что «у автомобилей 12–13 лет 28,1% имели серьезные дефекты по сравнению с 6,4% автомобилей двух-трех лет». С дорог пришлось убрать более 15 тыс. машин, признанных опасными. Перечень автоболячек примерно такой же, как у нас: тормоза, рулевое управление, светоприборы, коррозия конструктивных элементов и пр.

«Показатели дефектов растут третий год подряд, а доля автомобилей без них продолжает снижаться, – сетует Иоахим Бюлер, исполнительный директор TUV. – При существенных неисправностях ремонт должен быть произведен в течение четырех недель. При опасных дефектах теперь разрешается только прямая поездка в мастерскую для немедленного устранения». Относится все это примерно к 160 тыс. авто с существенными и 15 тыс. машин с опасными неисправностями. Обратим внимание и на долю автомобилей с незначительными дефектами – всего 11,5% (+0,3% к 2024 году).

На что еще жалуется герр Бюллер? Отсутствует стандартизация ТО электромобилей (EV): «Пока проводится только визуальный осмотр АКБ. Приводной аккумулятор имеет решающее значение для безопасности. Определение состояния АКБ должно выполняться в соответствии с сопоставимыми стандартами и быть частью программы испытаний при первичном осмотре». TUV просит доступа к данным о EV, для этого нужен национальный цифровой реестр. Схожие проблемы с программным обеспечением: при техосмотре нужно контролировать не только его наличие и использование, но и актуальность установленной версии.

Легкие коммерческие авто, микроавтобусы и фургончики, от которых зависит снабжение городов и которые сейчас при ТО показывают крайне тревожную статистическую динамику, помимо обычного техосмотра, следует осматривать и на дорогах. Ратует за это не только TUV, но и Европейский совет по безопасности на транспорте (ETSC), в состав которого входит немецкая организация: «Периодические ТО в сертифицированных испытательных центрах по-прежнему играют ключевую роль в обеспечении пригодности транспортных средств к эксплуатации в Европе. Но они проводятся только в день тестирования. Дорожные технические осмотры (ДТО) выявляют дефекты, которые появляются в период между плановыми осмотрами». Дефекты все те же: тормоза, светосистемы, руль и далее по списку. В том числе у легких коммерческих авто.

Америка: День Тормозов

Идею компенсировать с помощью ДТО то, что не всегда удается достичь с помощью обязательного ТО, европейцы подсмотрели у США, где в одних штатах технический осмотр проводится по полной, в других – в упрощенном порядке, в-третьих – вовсе отсутствует. Как это работает? Например, существует Альянс по безопасности коммерческого транспорта (CVSA), проводивший в этом году День безопасности тормозной системы (17 июня) и одноименную Неделю (24–30 августа). День безопасности – расширенная внеплановая проверка состояния тормозов и соблюдения нормативов. Инспекторы CVSA, как и любая дорожная полиция, выходят на охоту и возвращаются с трофеями. Если неисправность серьезная, автомобиль до устранения «косяков» сразу отстраняется от дальнейшей эксплуатации.

Неделя безопасности тормозной системы CVSA – тот же аттракцион с семидневным продолжением. Насколько он эффективен? Вероятно, организаторы довольны, раз хвастаются, что за сутки удается убрать с дорог США, Мексики и Канады до 400 коммерческих авто с неисправными тормозами.

  • По данным CVSA, предыдущий День безопасности тормозной системы (22 апреля) ознаменовался 4569 проверками коммерческого транспорта. Не выявлено неисправностей тормозов у 4171 авто (91,3%), серьезные неисправности обнаружены у 398 машин (8,7%), отстраненных от участия в дорожном движении, у 237 авто с неисправностями (59,5%) не работали 20% и более элементов тормозных систем.

77 неисправностей связаны с тормозными шлангами и/или трубками, 32 – с тормозными барабанами и роторами, у 48 транспортных средств что-то не то с рулевой осью и т.п.

Выходит, техосмотр все равно есть – и в лихой Америке, и в дисциплинированной Германии. И в Беларуси, само собой, причем у РУСП «Белтехосмотр» как раз сейчас скидки, поэтому откладывать не стоит.

Игорь ВЕРШИНИН, «Транспортная безопасность»

« »

Читайте также