bannerHeader2
bannerHeader1

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

Уйти из жизни самолетом

27.10.2025

Уйти из жизни самолетом

В марте 2015 года все мировые каналы передавали новость, которая приводила в ужас: во время самого обычного рейса над Францией пилот Airbus A320 внезапно направил самолет прямо в альпийский склон, убив всех 150 человек на борту. Это был не первый и, вероятно, не последний случай, когда человек за штурвалом решил использовать пассажирский лайнер как орудие самоубийства, унося с собой десятки невинных жизней. Подобные катастрофы редки, но все же случаются: вспоминаем пять самых жутких случаев с массовой гибелью людей.

Капитан-шизофреник

Утром 9 февраля 1982 года авиалайнер McDonnell Douglas DC-8 компании Japan Air Lines совершал обычный внутренний рейс из Фукуоки в Токио. На борту находились 166 пассажиров и восемь членов экипажа.

Самолет подлетал к столичному аэропорту Ханеда и начал заход на посадку. Снижение над водами Токийского залива проходило нормально. Но когда борт спустился до высоты 150 метров, капитан не дал штатную команду стабилизировать самолет. На 90 метрах второй пилот предупредил его, что лайнер приближается к высоте принятия решения (когда нужно окончательно определить, предпринимать попытку сесть либо уйти на второй круг). Через несколько секунд он выкрикнул: «200 футов» – 60 метров, высота принятия решения о посадке. Командир судна молчал. А через пару секунд он отключил автопилот, резко толкнул штурвал вперед, а два из четырех двигателей перевел в реверс (на обратную тягу – в таком случае судно начинает резко тормозить).

«Что вы делаете, капитан?» – закричал второй пилот и рванул штурвал на себя, но тот был очень тяжел и не слушался. Летный инженер пытался скрутить капитана. Но было поздно. Самолет врезался в мелководье Токийского залива в 500 метрах от посадочной полосы. Носовая часть и правое крыло оторвались.

24 человека погибли, 150 спаслись – скорее всего, благодаря падению на воду, а не на землю. При этом 77 человек были ранены, многие – тяжело.

Капитана в первые часы считали погибшим. На самом деле он одним из первых забрался на спасательный плот. Он был без полной летной формы – в обычном кардигане, представился офисным работником. Его забрали в ближайший отель, где размещали раненых, оказали медпомощь в связи с повреждениями спины и внутренних органов. Лишь позже его нашла полиция.

Расследование установило: причиной были проблемы с психикой. С 1976 года капитан судна страдал параноидальной шизофренией, но диагностирован не был, хотя временами вел себя странно и нервно. Начальство трижды посылало его к психиатру, в 1980–1981 годах ему назначали психотропные препараты, на месяц отправляли на больничный с диагнозом «психосоматическое расстройство».

Несмотря на все это, его затем признали годным к полетам на должности капитана. Многие в окружении – от жены до коллег – подозревали неладное, но никому не сообщали. Согласно правительственному отчету, во время последнего полета у капитана были галлюцинации, под влиянием которых он, возможно, и действовал. В итоге Министерство транспорта обвинило в катастрофе систему медицинского контроля Japan Air Lines: там не хватало компетентных специалистов по психическому здоровью, врачи годами не могли распознать пилота с проблемами.

Пилот предстал перед судом, но был признан невменяемым и не получил приговора. В дальнейшем он прошел психиатрическое лечение.

 

Долговая яма

19 декабря 1997 года новенький Boeing 737 сингапурской авиакомпании SilkAir выполнял рейс из Джакарты в Сингапур. На борту были 104 человека.

Через 45 минут после взлета, на высоте 10 700 метров, самолет перешел в почти вертикальное пикирование и стал падать со сверхзвуковой скоростью. Он врезался в воды реки Муси близ индонезийского города Палембанг. Удар был такой силы, что от лайнера остались лишь мелкие фрагменты. Из 104 погибших удалось идентифицировать только шестерых – ни одного целого тела и части тела не нашли.

Национальный совет по безопасности на транспорте США (NTSB), участвовавший в расследовании (так как Boeing был произведен в Соединенных Штатах), проанализировав черные ящики, пришел к выводу: самолет намеренно переведен в пикирование кем-то из пилотов. Записи показали: за пять минут до падения капитан сказал, что выходит из кабины за водой. Через 13 секунд замолчал голосовой самописец – он был отключен вручную (при автоматическом отключении был бы слышен щелчок). За ним был выключен и самописец полетных данных. Сначала заподозрили второго пилота, оставшегося в кабине, но эту версию быстро отмели. Пришли к выводу, что капитан, выходя, выключил голосовой самописец, затем отключил второй, вернулся, выманил коллегу под неким предлогом, закрылся в кабине и пустил самолет в пике.

Мотивов хватало. Он проиграл 1,2 миллиона долларов на фондовом рынке, за 10 дней до катастрофы его отстранили от биржи из-за долгов. Капитан только застраховал жизнь на 600 тыс. долларов (это была обязательная страховка в рамках ипотеки, но вступала в силу она прямо в день катастрофы). У него были конфликты с начальством и вторыми пилотами, включая нынешнего, сомневавшегося в его профпригодности. Перед крушением получил несколько дисциплинарных взысканий – в том числе за то, что перед одним из полетов вручную отключил голосовой самописец. Второй пилот тогда согласился лететь лишь после его включения, а потом написал рапорт, и капитана понизили.

«Самолет мог так себя вести, только если бы пилот все время выжимал штурвал от себя. Даже если бы крылья отвалились, самолет не снижался бы так быстро», – писало издание Sydney Morning Herald. Испытания на симуляторах в Сиэтле, Сингапуре и Индонезии подтвердили: это могло быть только намеренное крушение.

Однако в итоге власти Индонезии заявили, что у капитана не было намерений покончить с собой, а причину катастрофы определить невозможно «из-за сильной фрагментации обломков и отсутствия данных».

Тогда американское ведомство опубликовало свой отчет: авария объяснима только намеренными действиями пилота, никаких технических неисправностей не было, «профиль полета соответствует длительному ручному управлению с толканием штурвала вниз», подчеркивали в NTSB. Это было очень необычно и показательно: совет редко публично спорит с выводами другой стороны, а тут выказал резкое несогласие.

Один из индонезийских следователей позже говорил, что они пришли к таким же выводам, но их начальство запретило публиковать заключение о суициде. По сведениям Sydney Morning Herald, власти Индонезии решили скрыть реальную причину крушения: боялись, что жители перестанут летать на самолетах. С тех пор официальная позиция страны по этой катастрофе не изменилась.

 

На Бога надейся…

31 октября 1999 года Boeing 767 авиакомпании EgyptAir выполнял рейс 990 из Лос-Анджелеса в Каир с промежуточной посадкой в Нью-Йорке. На борту были два экипажа – основной и сменный. Уже через 20 минут после ночного вылета из Нью-Йорка второй пилот сменного экипажа попросил заступить на смену пораньше. Основной второй пилот сопротивлялся – самолет еще набирал высоту – но после напряженного разговора согласился и покинул кабину.

Через восемь минут капитан вышел из кабины в туалет. Оставшись один за штурвалом на высоте 10 км, второй пилот произнес: «Я полагаюсь на Бога», отключил автопилот и перевел рычаги тяги на холостой ход. Несколько секунд самолет еще летел прямо, а затем ушел в резкое пике, на борту образовалась почти невесомость. В этот момент капитан, которого не было всего две минуты, ворвался в кабину.

«Что происходит?!» – воскликнул он, бросился за штурвал и принялся тянуть его на себя. «Тяни со мной, тяни, тяни!» – кричал он второму пилоту, не понимая, что тот вовсе не пытается спасти самолет.

Boeing падал уже со скоростью 12 км в минуту, но благодаря усилиям капитана ненадолго замедлился и даже поднялся до 7600 метров. Но второй пилот продолжал толкать штурвал от себя. А затем заглушил двигатели. Самолет снова устремился вниз с огромной скоростью. Корпус не выдержал перегрузок, левый двигатель оторвался, а затем, на высоте около 3 км, Boeing развалился на куски и упал в Атлантический океан. Все 217 человек на борту погибли.

С момента возвращения капитана в кабину до крушения прошло лишь две минуты. И все это время – как записывал черный ящик, пока не отключился, – второй пилот продолжал повторять: «Я полагаюсь на Бога». Он произнес эту фразу 11 раз.

Расследование египтяне за неимением средств поручили все тому же американскому NTSB. После двух лет работы заключили: «Вероятная причина катастрофы – выход самолета из нормального крейсерского полета в результате действий второго пилота сменного экипажа с органами управления. Причина этих действий не установлена».

Египетские власти версию о суициде не приняли. Они выпустили собственный отчет, настаивая на технической неисправности, и заявили, что будут требовать пересмотра выводов NTSB. В целом они считали, что такие выводы были сделаны в целях защиты компании Boeing от многомиллионных исков.

 

Личные проблемы

Днем 29 ноября 2013 года Embraer 190 авиакомпании LAM Mozambique Airlines следовал из столицы Мозамбика Мапуту в столицу Анголы Луанду – это менее четырех часов лету. Над Намибией, спустя примерно два часа после взлета, борт, перед тем находившийся на высоте 11,5 км, исчез с радаров. Обломки нашли назавтра в Национальном парке Бвабвата. Все 27 пассажиров и шесть членов экипажа погибли.

Данные самописцев показали, что случилось. Когда второй пилот вышел в туалет, он сам либо 49-летний капитан по правилам должны были позвать бортпроводника, чтобы в кабине находились двое. Этого сделано не было. В итоге дверь была заблокирована. Затем вручную изменили настройки автопилота – трижды, пока заданная высота не стала 180 метров над уровнем моря, то есть ниже высоты земной поверхности в той местности. Начав резкое снижение, пилот регулировал газ и скорость, удерживая ее близкой к максимальной.

Черный ящик записал звуки сигналов тревоги и отчаянных ударов в дверь – второй пилот пытался вернуться, но не смог прорваться в кабину. Капитан молчал и не реагировал. После семи минут снижения самолет разбился о землю.

Пропажу самолета из-за недопонимания между диспетчерами заметили лишь почти через два часа. Где упал борт, никто не знал. Лишь на следующий день обломки отыскали в дикой местности в том самом нацпарке – на узкой полоске территории Намибии между Анголой и Ботсваной.

Намибийское управление гражданской авиации установило: капитан намеренно разбил самолет. Как оказалось, в последнее время он пережил целую череду личных трагедий. Год назад, почти день в день – 21 ноября – его сын разбился на машине, что, скорее всего, было суицидом. Во время рейса его дочь лежала в больнице после операции на сердце. Наконец, сам он был в процессе долгого и мучительного развода с женой, с которой они расстались десять лет назад. Так что поводов уйти из жизни у пилота хватало – и, воспользовавшись моментом, он забрал с собой еще три десятка людей.

После расследования Ангола рекомендовала авиавластям Мозамбика обеспечить строгое соблюдение правила о двух людях в кабине. Международной организации гражданской авиации (ИКАО) советовали заняться угрозами безопасности, связанными с запертой дверью кабины, и разработать стандарты, предотвращающие блокировку двери изнутри от членов экипажа. Также рекомендовали предписать компаниям вести видеозапись в кабине и улучшить глобальное отслеживание рейсов для раннего обнаружения аномалий.

 

Тайная депрессия

Утром 24 марта 2015 года Airbus A320 немецкого лоукостера Germanwings («дочки» Lufthansa) вылетел из Барселоны в Дюссельдорф. На борту были 144 пассажира и шесть членов экипажа.

После достижения крейсерской высоты в 11,5 км капитан вышел из кабины, попросив коллегу взять на себя радиокоммуникацию. Второй пилот ответил утвердительно, а когда коллега вышел, заблокировал дверь изнутри и молча изменил настройку автопилота на минимальную высоту – 30 метров (100 футов).

Самолет начал снижаться, понемногу набирая скорость. Через три минуты экипаж стал вызывать диспетчер, но не получил ответа. Еще через минуту кто-то попытался открыть дверь снаружи – видимо, капитан, – но не смог. После терактов 2001 года двери снаружи открывались только по коду, но этот код можно было изменить изнутри – что, видимо, и сделал оставшийся пилот.

Черный ящик записал приглушенные крики из салона, стук в дверь, потом попытки ее выбить – но опять же после терактов эти двери были серьезно укреплены. Диспетчеры и соседний самолет безуспешно вызывали экипаж. В кабине зазвучал сигнал предупреждения о приближении земной поверхности: Земля! Земля! Тяни вверх! Тяни вверх!».

Через 10 минут после переключения режима автопилота A320 врезался в горный склон на высоте около 1500 метров во французских Альпах далеко к северу от Ниццы. Удар на скорости около 700 км/ч превратил его в кучу обломков. Все 150 человек погибли.

Через два дня прокуратура объявила: данные черных ящиков однозначны – самолет намеренно разбил второй пилот. Совершенные им действия не могли быть случайными. Он не предпринял никаких попыток спасти самолет и за все время не сказал ни слова – на записи было слышно лишь его дыхание до самой последней секунды.

Расследование обнаружило историю психических проблем пилота. В 2008 году он прервал обучение в летной школе Lufthansa из-за «депрессивного эпизода» с суицидальными мыслями и лишь спустя год смог получить медсправку о годности. Справки ему давали теперь только на год, но ограничений на работу это не налагало, и в Germanwings даже не знали о его проблемах. В конце 2014-го депрессия с психотическими симптомами вернулась. В месяц до крушения молодой немец посетил семь врачей (в том числе трижды психиатра), за пять лет – 41 врача. Страдал бессонницей, боялся, что слепнет, жаловался на вспышки перед глазами. Окулист поставил ему «психосоматическое расстройство» и выдал справку о негодности к работе. Психиатр увидел тревожное расстройство, выписал антидепрессанты и снотворное. За две недели до катастрофы врач посоветовал лечь в больницу из-за подозрения на психоз. Кому-то из близких Андреас говорил, что с потерей зрения жизнь для него не будет иметь смысла.

Все это мужчина скрывал от работодателя, а немецкие законы о врачебной тайне запрещали докторам информировать авиакомпанию. При обыске квартиры полиция нашла порванные больничные листы, в том числе выданные на день катастрофы, антидепрессанты и снотворное. В истории поиска на планшете были способы самоубийства и информация о системах безопасности дверей кабин пилотов…

« »

Читайте также