Умная мобильность
14.11.2025
Обновление автопарка, корректировка маршрутов, новые системы оплаты проезда… Какие новшества ждут пассажиров общественного транспорта?
- Более трети пассажиров в столице (37,3%) перевозит автомобильный транспорт: автобусы (183,8 млн человек), электробусы (12,7 млн), маршрутное такси (7,2 млн).
Сегодня транспортный комплекс столицы представляет собой достаточно сложный и непростой механизм. В Минске насчитывается 322 маршрута, в том числе 30 экспрессных. Ежедневно на линию выходят более 1,5 тыс. единиц общественного транспорта: 880 автобусов, 534 троллейбуса, 87 трамваев, а также 322 маршрутных такси.
По словам директора государственного предприятия «Столичный транспорт и связь» Юрия Супрановича, сеть поездок постоянно совершенствуется. За последние пять лет скорректировано 322 маршрута, открыт 41 новый, 21 закрыт. При построении схемы движения автобусов, троллейбусов, трамваев упор делается на подвоз пассажиров к крупным пересадочным узлам, прежде всего к метрополитену как самому скоростному и вместительному виду транспорта.
Такой подход, по мнению руководства предприятия, полностью себя оправдал: наблюдается устойчивая тенденция увеличения количества пассажиров. Ежедневно в будний день в Минске перевозится около 1,8 млн человек, в том числе наземным транспортом – 1,1 млн. За девять месяцев уже преодолена отметка в 540 млн пассажиров. В прошлом году этот показатель составлял 324 млн, в позапрошлом – 285 млн.
Совершенствуются и системы информирования о прибытии транспорта.
– В столице действует бесплатная голосовая услуга о прибытии общественного транспорта. Чтобы ею воспользоваться, нужно позвонить по короткому номеру 488 и назвать роботу код остановки голосом или же ввести цифрами. Его можно найти на табличке с расписанием возле QR-кода. Голосовой помощник сообщит время прибытия ближайших автобусов, троллейбусов и трамваев, – пояснил Юрий Супранович.
Большое внимание уделяется также расширению способов и форм оплаты проезда. В первом полугодии на всех станциях метрополитена внедрена система «Оплати», в том числе с возможностью реализации проездных документов. Кроме того, на наземном транспорте тестируется система оплаты банковской карточкой. На протяжении двух лет пилотный проект охватит всю маршрутную сеть.
В центре внимания руководства предприятия и экологическая составляющая перевозок. Разработана концепция, предусматривающая ежегодное 8,3-процентное обновление подвижного состава и увеличение доли наземного электрического транспорта в столице до 53,7%, с учетом метрополитена – до 62,5%. Как подчеркнул Юрий Супранович, при приобретении новой техники преимущество отдается троллейбусам с увеличенным автономным ходом, которые хорошо себя зарекомендовали в условиях работы без контактной сети. Такой вид транспорта выручает, в частности, в периоды строительства и реконструкции в Минске улиц и мостовых сооружений.
Татьяна АЗАРЕВИЧ, «Транспортный вестник»

