bannerHeader2
bannerHeader1

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

Варикоз водителю чреват

09.10.2025

Варикоз водителю чреват

Одна из четырех главных проблем, поджидающих профессионального водителя, – венозная недостаточность нижних конечностей. О ней корреспондент «ТБ» поговорил с врачом-ангиохирургом Брестской областной клинической больницы Марией Борисенко. Профессия человека не важна – только образ жизни. А как быть с приобретенными при долгой езде за рулем заболеваниями?

«Варикозная болезнь вен у водителей – явление достаточно частое, – подтверждает Мария Борисенко. – Оно характерно не только для этой профессии, но для нее в том числе. Когда мы говорим о венозной недостаточности, это означает, что по каким-то причинам кровь вен, которая должна уходить от стоп к сердцу, этого не делает и застаивается в венах. Тогда формируется недостаточность, проявляющаяся, как правило, отеком ног, распирающей болью, судорогами после длительных физических нагрузок, расширением подкожных вен (но оно может быть незаметно). Есть глубокие вены, которые находятся в пространствах между мышцами и не видны на взгляд. И именно там может быть проблема. Она поддается лечению, но это дело небыстрое и требующее иногда оперативного вмешательства».

Полмиллиметра мизинчика

«Чем могут помочь себе водители? – отвечает на вопрос профессиональный ангиохирург. – Первое, что им необходимо сделать, это обязательно носить удобную обувь. Она должна быть ортопедической, с невысоким каблуком и супинатором, чтобы не уставал свод стопы, она ни в коем случае не должна быть резиновой, это не могут быть сланцы и т.п.

Обувь не должна быть тесной. При ее выборе в магазине или на рынке стоит взять стельку из понравившейся пары, и, если вся стопа умещается на стельке, эта пара вам подходит по длине и ширине. Если даже полмиллиметра мизинчика выходит за пределы стельки, значит, обувь тесна. Такую нежелательно надевать в долгий рейс, хотя в городе она терпима в течение краткого времени.

Второе – обязательно соблюдать гигиену ног. Третье: в длительных рейсах при тяжести, усталости в ногах, распирающей боли к концу рабочего дня, ночных судорогах мышц водитель должен иметь при себе и регулярно надевать компрессионные чулки, которые помогут избежать подобных проявлений. Такой чулок начинается от пальцев стопы и заканчивается возле паха, помогая кровообращению по всей длине конечности. Противопоказаний к ношению компрессионного чулка в течение всего рабочего дня не имеется. На ночь его рекомендуется снимать, поскольку в горизонтальном положении отток крови от стопы восстанавливается и без чулка.

Кроме того, необходимо соблюдать режим труда и отдыха и во время рейсов и при возможности совершать остановки для ходьбы. И раз в год проходить осмотр у терапевта.

Алкоголь минус, помидоры плюс

– Безусловно, режим питания всегда имеет значение. Нет специфических продуктов, которые могли бы вызвать варикозную болезнь или, наоборот, защитить вены от ее проявления и развития. Но одним из факторов возникновения этого заболевания является лишний вес. Нужно его контролировать с помощью правильного питания.

Еще для профилактики этого недуга следует исключить из употребления токсические вещества: алкоголь (он водителям и без того противопоказан), табак и др. Есть, к сожалению, и наследственные заболевания. Но красные помидоры и болгарский перец, приводящие к обострению подагры, к варикозной болезни отношения не имеют.

Стопа на педали немеет

– Венозный тромбоз, который полностью перекрывает доступ крови к сердцу, не может образоваться внезапно, без предпосылок. Или мы имеем дело с крайне редким случаем. Обычно это заболевание, имеющее природой воспаление стенок вен, оно нарастает по времени. Его причиной может быть механическая травма, простуда, аутоиммунные проблемы, наследственность.

Онемение стопы или ее частей, которыми вы нажимаете на педали, может значить очень многое. Это может быть и остеохондроз поясничного отдела позвоночника, и артриты, артрозы, нарушение артериального кровоснабжения, и неправильно подобранная обувь, и, увы, облитерирующий атеросклероз. Он, как правило, поддается лечению, но для начала требуется тщательное обследование. Водителям его проходить обязательно.

Олег КОРЕНЕВ, «Транспортная безопасность»

« »

Читайте также