bannerHeader1bannerHeader2
bannerHeader1bannerHeader2
bannerHeader bannerHeader bannerHeader

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

Векторы складские

12.05.2021

Векторы складские

Тенденции развития логистической и транспортно-экспедиционной деятельности в Беларуси схожи с процессами в других странах: меняются правила игры в бизнесе, увеличивается доля операций с использованием цифровых технологий виртуального сегмента, совершенствуются системы управления в цепях поставок и прочее.

По оценке экспертов, в обозримом будущем сохранятся возникшие в период пандемии тренды на рынке логистических и транспортно-экспедиционных услуг. В перечне факторов, которые окажут существенное влияние на данную сферу деятельности – ценовой демпинг, кооперация и объединение сервисов, приостановка обновления автопарка, расширение доставок сборных грузов, внедрение новейших IT-технологий, развитие аутсорсинга, бесконтактной курьерской доставки и внутриреспубликанских грузоперевозок. Кроме того, предвидятся широкий переход доставок с автомобильного на железнодорожный транспорт, перевод мировых публичных логистических мероприятий в онлайн-формат.

Согласно статистической отчетности по итогам 2020 года, в Беларуси 2047 субъектов хозяйствования осуществляют деятельность в области складирования и хранения, транспортной обработки грузов, что на 15,3% больше, чем за предыдущий год (1774 субъекта). Из них 8,7% (в 2019-м – 9,5%) являются юридическими лицами с участием иностранных инвестиций – зарубежного капитала, аффилированных организаций. Государственную форму собственности имеют 65 субъектов (годом ранее – 120), что составляет в общем количестве 2,63%.

Наибольшее количество организаций, осуществляющих транспортно-экспедиционную и логистическую деятельность, зарегистрировано в Минске – 47,9% (в 2019-м – 51,5%) и столичном регионе – 15,4% (16,1%). В Брестской области – 9% (8,4%), Могилевской – 6,5% (6,6%), Гродненской – 8,9% (8,5%), Витебской – 7,6% (6,1%), Гомельской – 4,8% (2,8%).

Объем транспортно-экспедиционных и логистических услуг за 2020 год составил в целом 6,14 млрд рублей, годом ранее – 5,11 млрд. В общем значении на транспортно-экспедиционные услуги приходится 5,63 млрд рублей (4,67 млрд в 2019-м), логистические – 511,2 млн рублей (438,5 млн). Выручка от реализации услуг экспедиторов достигла 720 млн рублей, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 43,8%.

В автомобильном секторе транспортно-экспедиционных услуг оказано на 2,79 млрд рублей (49,6%), железнодорожном – 2,42 млрд (43%), внутреннем водном и морском – 124,8 млн (2,21%), воздушном – 74,4 млн (1,32%). Резидентам Республики Беларусь оказано услуг на 1,77 млрд рублей (годом ранее – 1,49 млрд), нерезидентам – 3,86 млрд (3,17 млрд).

Объем логистических услуг составил в 2020-м 511,2 млн рублей, что на 16,5% выше показателя 2019 года, в том числе оказанных в транспортно-логистических центрах – 203,1 млн (+49,6%), в оптовых и торгово-логистических – 38,3 млн (+39%), в таможенно-логистических – 8,1 млн (-43,7%), в прочих инфраструктурных объектах (терминалах, станциях, портах, аэропортах и других) – 261,6 млн (+5,5%).

На начало текущего года в Республике Беларусь функционировало 58 логистических центров, в ведении которых – 226 складов общего пользования (ответственного хранения), собственных и арендованных, полученных в оперативное управление или хозяйственное ведение, площадью в целом 891 тысяча квадратных метров. Из них 11 – приоритетно оказывают транспортно-логистические услуги, 17 – выполняют оптово-логистические (дистрибуционные, распределительные) функции, остальные занимаются складскими и услугами по обработке товарно-материальных ценностей.

Субъекты хозяйствования транспортно-экспедиционной и логистической направленности оперируют 70 складами (собственные, арендованные, на правах хозяйственного ведения) временного хранения, таможенными и свободными (в 2019 году – 90) площадью более 359 тысяч квадратных метров, из них 69 (344 тысячи квадратных метров) относятся к классу «А». Складами временного хранения, таможенными и свободными располагает на своей территории 21 логистический центр.

Помимо того, имеется 13 терминалов (в 2019-м – 8) для обработки контейнеров различных типов площадью более 75,3 тысячи квадратных метров (в 2019-м – 108,3 тысячи). Здесь используется 1383 единицы подъемно-транспортных машин и оборудования (ричтраки, штабелеры, погрузчики, контейнерные перегружатели), годом ранее – 740 единиц.

Из общего количества 17 логистических центров имеют государственную форму собственности. Остальные созданы с участием национальных («ЕвроТорг», «А-100», «Табак-инвест», «Белинтерпродукт», «Дарида», «Алиди инвест», «Алитрэйд-АЛМИ», «Виталюр», «Электросила», «Миллениум групп», «БелВиллесден», «Ромакс», «Астомстрой», «Либретик», BIGZZ, «ОМА») и иностранных (Азербайджан, Бельгия, Германия, Иран, Китай, Литва, Польша, Россия, Украина, Сербия, Турция и Чехия) инвесторов.

Наибольшее количество услуг – порядка 40 из 88 предусмотренных СТБ 2306-2013 – оказывают логцентры РУП «Белтаможсервис», СООО «Брествнештранс», ОАО «Торгово-логистический центр «Озерцо-Логистик», ОАО «Белмагистраль-автотранс», СП «Транзит» ООО, СП «Доминик» ООО. Логистические операторы 3PL-уровня оказывают услуги в логистических центрах «Балтспед логистик», «ВИТ-Логистик», «СЛЦ Двадцать четыре», «КС-Логистик», «Доминик», «Белсотра».

Остальные собственники логистических центров сдают складские площади (полностью или частично – без определения «якорного» арендатора) в аренду третьим лицам без оказания им каких-либо услуг или организовали на этих площадях хозяйственную деятельность производственного и сервисного характера: выпуск товаров народного потребления, кормов для животных, консервирование рыбной продукции, проведение выставочно-ярмарочной деятельности и спортивно-развлекательных мероприятий.

В ближайшие два года прогнозируется ввод в строй порядка 160–200 тысяч квадратных метров складских площадей, в том числе:

  • логистический комплекс ОАО «Минскагротранс» (Минский район, п/у Колядичи) – 5,5 тысячи;
  • индустриально-логистический комплекс ООО «Группа компаний ТМС» (Дзержинский район, г. Фаниполь) – 9,6 тысячи;
  • складской и торгово-логистический центр ООО «Шайнтехно» (г. Минск), 5 тысяч;
  • центр-холодильник OKS Spezialschmierstoffe GmbH (Германия) (г. Минск) – 3,2 тысячи;
  • производственно-складской комплекс ООО «Изомат-Строй» (Минский р-н, пос. Привольный) – 5,6 тысячи;
  • производственно-логистический комплекс ООО «Компания Еврологистик» (Минский р-н, г. Заславль) – 8,4 тысячи;
  • логистический комплекс СООО «Сигмаполюс» (Минский район, д. Дворицкая Слобода) – 4,1 тысячи;
  • складской логистический комплекс ОДО «Белпромстрой» (г. Минск) – 9,7 тысячи.

Транспортно-экспедиционными организациями, логистическими центрами и логистическими операторами в 2020 году обработано более 65,5 млн тонн грузов, из которых 33 млн тонн получено, а 32,5 млн тонн – отправлено. Белорусским субъектам хозяйствования в сфере логистики необходимо увеличивать свою долю в международных цепях поставок товаров, которые следуют через нашу страну по транспортным коридорам. В прошлом году обработано 58,8% (38,6 млн тонн) грузов нерезидентов республики, что говорит об имеющемся потенциале дальнейшего наращивания.

Валерий КОЗЛОВ, ведущий инженер БелНИИТ «Транстехника»

Газета «Транспортный вестник»

« »

Читайте также