Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

Авторазвод

10.10.2025

Авторазвод

По осени считают не только цыплят. Согласно российским статданным, осенний сезон почти всегда сопровождается ростом мошенничества при купле-продаже автомобилей примерно на 20%. Так что есть смысл изучить последние тенденции (как отечественные, так и соседские) в этой щепетильной сфере и сделать практические выводы, способные сберечь и деньги, и тачку.

Под знаком «Авалона»

В Беларуси самым громким автоскандалом 2025 года стало дело «Авалон Авто». В нем сошлись почти все модные мошеннические тренды: гарантия продажи автомобиля по цене, заявленной владельцем, да еще в оговоренные сроки, мощная интернет-реклама, пирамидальная схема, когда существование бизнеса находится в зависимости от привлечения новых средств и т.п. В реальности машина продавалась не выше рыночной цены, как того хотел собственник, а ниже. После чего от владельца пытались отделаться отговорками: то ли автомобиль не продан, то ли деньги не пришли и т.д.

Сейчас деяния «Авалона» изучает столичное УСК, предварительно насчитавшее 500 жертв и 2 млн рублей ущерба. Организовавшая групповое мошенничество в особо крупном размере супружеская пара скрылась. Отдельную интригу представляют собой права собственности на пропущенные через сбытовые каналы компании автомобили.

Несущей конструкцией схем вроде «Авалона» является договор комиссии, на который при желании можно вешать все что угодно: гарантии по цене или срокам, залог, предложение выкупа непроданного авто, хоть целую пирамиду. Расчеты идут через посредника, что позволяет ему мухлевать как с продавцом машины, так и с покупателем.

Следующий автомошеннический тренд лишен любого флера – хоть романтического, хоть манипуляторного: просто подделка документов и перевод стрелок на таможню. Только за последний месяц порядка 40 граждан (в целом счет уже идет на сотни) обратились в Гродненскую региональную и Брестскую таможни – справиться о судьбе несуществующих авто, пишет телеграм-канал ГТК Беларуси. Покупатели исправно перечисляли компаниям-мошенникам денежку за саму машину, за утилизационный сбор (порой по ставке, превышающей стоимость транспортного средства), за ввоз, за растаможку и т.п., но авто им так и не суждено было увидеть.

«К обращениям в таможенные органы прилагаются поддельные документы, в том числе копии деклараций с отметкой таможни «ввоз запрещен», а еще и удостоверение на ввезенное транспортное средство, которое почти год назад постановлением ГТК отменено», – констатируют таможенники. Таможня в контексте этого рекомендует ответственнее подходить к выбору посредника при покупке авто за пределами Беларуси. И обращает внимание на мощное продвижение лжепродавцов в интернете и индустрию восторженных (естественно, поддельных) отзывов об их услугах.

Третий тренд связан с самой интернет-торговлей, делающей возможной куплю-продажу автомобиля без непосредственного общения продавца и покупателя. «ТБ» рассказывала несколько таких историй – когда граждане находили себе чуть ли не в соцсетях сомнительного контрагента (нередко без юрадреса и прочих реквизитов) – с печальным и предсказуемым результатом. Увы, выросло поколение потребителей, не понимающих разницы между официальным сайтом, маркетплейсом, интернет-магазином и т.п., вплоть до аккаунта в мессенджере.

Доить по-русски

Большинство мошеннических трендов, опустошающих сегодня кошельки доверчивых автомобилистов, возникло в России в постсанкционную эпоху и развернулось во всю ширь в 2023–2024 годах.

Нетрудно предположить, где ныне колесит изрядная часть авто, проданных «Авалоном»: мы неразрывно связаны одной сбытовой цепочкой. Еще пример, с липовыми документами: первый описанный СМИ случай создания фейкового автосалона, работающего с полностью поддельным документооборотом, датирован 2022–2023 годами.

Служба модерации специализированной торговой платформы «Авто.ру», заблокировавшая с начала 2025 года свыше 17 тыс. мошеннических объявлений, выделила пять сценариев, сигнализирующих о том, что в предлагаемой схеме купли-продажи что-то неладно.

Первый признак – это, как ни печально, чересчур привлекательные условия сделки: «Стоит насторожиться, если в описании автомобиля указано, что это «идеал, как из салона», да еще и минимальный пробег. При этом предлагается самая низкая цена на рынке». С учетом белорусского опыта сюда следует добавить гарантии по цене или срокам, возможность выкупа посредником и т.п.

Второй сигнал – работа на доверии, включая попытки объяснить цену ниже рыночной «личной душещипательной историей, например, разводом, болезнью или переездом». На переживающем стадию падения рынке (не только автомобильном) таких предложений всегда чересчур много.

Вполне актуальный и по нашим меркам симптом – ограничение общения мессенджером, уход от разговора по телефону, не говоря уже о личном контакте. В белорусских реалиях, когда заподозривший подвох покупатель начинает названивать получившему деньги лжепродавцу, его тоже уламывают перейти в мессенджер, страхуясь от защитных сервисов оператора связи.

Безусловный «красный флаг», как модно сейчас говорить, это просьба о переводе денег (не важно, всей суммы или части) до фактической сделки. Предлогом может быть залог при продаже, утильсбор при покупке на заказ и вообще все что угодно – вплоть до оплаты бензина для перегона за тридевять земель.

Что там дальше? Ба, опять пирамида! Такой в Беларуси еще не было: «Мошенники якобы из Китая представляются помощниками бизнесмена-иностранца, который хочет сделать покупку. В сообщениях переводит разговор на тему дополнительного заработка и заманивает в финансовую пирамиду». Сюда же «Авто.Ру» добавляет попытки убедить продавца машины перейти по подозрительным ссылкам, использовать коды из СМС, включить демонстрацию с экрана (для кражи данных). И для финала еще один экзотический тренд: в России зафиксированы случаи мошенничества при расчете за автомобиль криптовалютами.

Алексей КАРАМАЗОВ, «Транспортная безопасность»

« »

Читайте также