Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

Беда для глаз

17.10.2025

Беда для глаз

Почему никотин и встречный свет фар – главные враги дальнобойщиков, как помогает в дороге гиалуроновая кислота и что означает «правило 20»? Это разъяснит врач-офтальмолог высшей категории Светлана Шарафанович.

– Для водителей есть международное «правило 20», которое расшифровывается как 20–20–20. Это значит, что через каждые 20 минут зрительной нагрузки нужно делать перерыв на 20 секунд и переводить взгляд на ближнее расстояние, которое в английской системе мер исчисляется как 20 футов, или приблизительно 5 метров. То есть после длительного вглядывания в даль рекомендуется перевести точку зрения в более близкое поле.

– С какими жалобами наиболее часто обращаются к офтальмологам водители?

– Утомляемость, повышенная зрительная нагрузка. Когда идет длительное всматривание, человек меньше моргает (порой в 40 раз реже, чем без нагрузки), а от этого возникает сухость в глазу, то есть замедляется обновление слезной пленки, исчезает микромассаж глаза, быстрее испаряется слеза.

Появляется ощущение рези, микрозатуманивания, что может привести к последствиям в виде ДТП. Если совсем просто, то водителям надо не забывать чаще моргать.

– А еще?

– Из водительских проблем – воздействие кондиционера, климат-контроля. Усиленная циркуляция воздуха в салоне авто влечет повышенную испаряемость слезной пленки. Для водителя это отзывается ощущением инородного тела, сухостью, жжением, зудом, покраснением глаз. Не являясь патологией, все перечисленное выше приводит к дискомфорту за рулем.

Дальнозоркость и близорукость в принципе развиваются независимо от профессии и образа жизни. По близорукости водители не в группе риска, а дальнозоркость чаще всего наступает с возрастом.

– В чем риски для водителей?

– Ослепление встречным светом, ночное вождение либо яркий солнечный свет в глаза. Все это повышенные источники лучевой энергии. Защищать глаза необходимо, рекомендую использовать для этого водительские очки с желтыми фильтрами, антибликовые очки. Они защитят сетчатку и хрусталик от повышенной световой энергии.

А в остальном глаз – часть головного мозга, поэтому сидячий образ жизни, свойственный многим водителям, будет сказываться и на глазах.

Тот же шейный хондроз ухудшает кровоснабжение сетчатки, хуже функционирует брахиоцефальная артерия – страдает зрительный нерв. Случаются тромбозы и в сосудах глаза, не забывайте.

– Никотин?

– Это боль и беда. В глазу очень тонкие сосуды, может произойти спазм или макулодистрофия. Потом обращаются к офтальмологам, а раньше стояли на паркингах и дымили, как паровозы, что очень плохо для зрения. Сейчас вы скоротаете минуту-другую, а жалеть будете всю жизнь. Патология центральной зоны сетчатки чаще всего вызвана никотиновой зависимостью.

– Есть средства профилактики, кроме двигательной активности водителя?

– Очень рекомендую всем водителям увлажняющие капли с гиалуроновой кислотой. Каждые два-три часа напряженного вождения это «как зубы почистить». Капли защитят глаз, создавая барьер между слизистой и сухим атмосферным воздухом.

Остановитесь, сделайте гимнастику, закапайте глаза, почередуйте поле зрения по принципу «близь – даль». Это убережет от дискомфорта, о котором говорила выше.

Когда мы смотрим в даль, глаз отдыхает, а если в близь, работает. И это хорошо: глаз должен работать, не отвыкать. Конечно же, раз в год нужно проходить осмотр у офтальмолога. Бывает, жалоб у пациента нет, а каждые полгода подбирает новые очки от близорукости. Это тревожный звоночек, следует в первую очередь проверить глазное давление и проконсультироваться у специалиста. К счастью, бывают и обратные ситуации, в частности, у водителей: жалоб много, а патологии нет.

– Капли с гиалуроновой кислотой – это ведь не эмоксипин?

– Нет-нет! Они имеют разные торговые наименования и предназначены для тех, кто несет высокую зрительную нагрузку: и для водителей, и для айтишников. Ни эмоксипин, ни тауфон в этом смысле не помогут. Но и гиалуроновая кислота – инструмент, скорее, ухода за глазом, чем лечения. Простым языком, создает ту самую защитную пленку.

– Про режим сна и отдыха уже достаточно сказано на всех уровнях?

– Остается соблюдать. Я как врач-офтальмолог только подтверждаю. Организм должен быть отдохнувшим, не подверженным стрессу, гармонично питающимся. И еще раз акцентирую, глаз чувствует любые перепады: глюкозы в крови, артериального давления, холестерина, гемоглобина, физической высоты, на которой вы находитесь, времени суток. Дискомфорт зрения может иметь причиной самые разные явления, например, недостаток кислорода, то есть кабина плохо проветрена. Или чрезмерное увлечение гаджетами.

– Ваше резюме?

– Многие водители не пользуются ни водительскими очками, ни очками для коррекции зрения. Что касается последних, то бытует мнение, будто бы очки «садят» зрение. Чепуха! Вы можете даже пройти медкомиссию. Но имейте в виду: очки с диоптриями снимают напряжение с ваших глаз, а значит, вы меньше утомляетесь, меньше рискуете на дороге. Даже если вы в таблице видите восемь строчек, наденьте очки и увидьте все десять. Это снизит нагрузку, вы будете более собранны и сосредоточенны, окажетесь в зоне комфорта.

Олег КОРЕНЕВ, «Транспортная безопасность»

« »

Читайте также