bannerHeader1bannerHeader2
bannerHeader1bannerHeader2
bannerHeader bannerHeader bannerHeader

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

Доставка в режиме экспресс

27.01.2022

Доставка в режиме экспресс

Около 50 служб осуществляют экспресс-доставку товаров в Беларуси. Из них 18 специализируются в международном сегменте, столько же выполняют данный вид деятельности по Минску и в пределах республики, 12 работают одновременно на внешнем и внутреннем направлениях. Услугу доставки товаров наложенным платежом оказывают 20 компаний, выдачу посылок через постаматы производят три оператора.

  • В рейтинге индекса почтового развития (Integrated Index for Postal Development) Всемирного почтового союза Беларусь находится в первой двадцатке среди 170 стран. Многие участники экспресс-доставки и курьерских служб оценивают данный сегмент рынка как растущий, а основным драйвером развития считается сфера ecommerce.

В республике сохранился мощный государственный почтовый оператор «Белпочта», выполняющий также множество социальных функций. Сегодня это самый крупный игрок на национальном рынке. В транспортно-логистической системе предприятия задействованы 20 тыс. работников, свыше 3 тыс. почтовых отделений, из которых около 700 – сельские, порядка 15 тыс. автомобилей, более одной тысячи почтовых маршрутов общей протяженностью почти 160 тыс. км.

Сфера экспресс-доставки пополняется новыми компаниями, все больше операторов получает почтовые лицензии на применение наложенных платежей. Высокая конкурентность подталкивает к дифференциации тарифов, а иногда и к демпингу.

Услуги по экспресс-доставке корреспонденции и посылок по всему миру оказывают как государственный оператор «Белпочта», так и генеральные агенты в Беларуси международных служб FedEx, DHL, UPS, Pony Express, DPD. Одни специализируются на сборных грузах в международном сообщении, другие осуществляют доставку корреспонденции и посылок по Минску и Беларуси. Кто-то предлагает отдельные сервисы для электронной торговли (e-commerce).

Наиболее широкую сеть пунктов выдачи заказов имеют «Белпочта» (более 3 тыс. почтовых отделений по всей Беларуси), «Европочта» (190), «Автолайтэкспресс» (40 пунктов приема/выдачи отправлений), DPD (35 собственных и 158 партнерских), Pony Express (6 экспресс-центров), М&М Express (15 офисов экспресс-доставки).

Основной оператор выдачи посылок через постаматы – РУП «Белпочта»: 11 объектов в Минске, по одному – в каждом областном центре, а также в Орше, Лиде, Борисове и Бобруйске. Большинство из них установлено возле отделений связи или в крупных торговых центрах. Кроме того, в данном сегменте работают генеральный агент DPD в Беларуси (11 постаматов в Минске и один – в Бресте, находятся преимущественно в крупных торговых центрах).

Технология работы с постаматами явно недооценена представителями e-commerce в нашей стране с точки зрения оптимизации расходов на доставку и сервиса для клиентов, что не позволяет интернет-магазинам присоединиться к действующей сети какого-либо независимого оператора. Пока в республике более 40 постаматов, 30 из которых – в Минске, что несопоставимо со странами-соседями. Например, в России их не менее 15 тыс., Польше – 11 тыс., Украине – 5 тыс., Литве – одна тысяча.

С доставкой товаров наложенным платежом в республике работают 20 операторов, из них 18 – частных и два – государственных («Белпочта» и «Специальная связь»). Наибольшую дифференциацию услуг экспресс-доставки (разнообразие тарифных планов с учетом направлений и целевой аудитории потребителей, что позволяет охватить большую часть рынка) имеют генеральный агент DPD, «Белпочта» и «Автолайтэкспресс».

Самой быстрорастущей сферой доставки грузов и почтовых отправлений является e-commerce. Объемы по «последней миле» значительно увеличились, в том числе в период пандемии COVID-19. Некоторые офлайн-операторы (торговые сети) вышли в онлайн. При этом собственную полноценную службу могут себе позволить в основном крупные интернет-магазины, объемы которых дают возможность загружать транспорт максимально эффективно. Остальные передают доставку на аутсорсинг. Но здесь важна скорость, зачастую – наложенный платеж. По прогнозам экспертов, данный сегмент продолжит дальнейшее развитие. Однако растет и предложение среди курьерских служб, операторов, появляются новые службы.

Активно выходят на рынок российские интернет-магазины, которые предлагают доставку в республику через партнерские службы в нашей стране. Однако в обратном направлении белорусский e-commerce пока недостаточно активен, хотя у курьерских служб и экспресс-перевозчиков есть возможность доставлять посылку в любую точку России.

Толчок развитию курьерских служб даст полноценный выход на белорусский рынок ozon.ru. В первую очередь оператор намерен расширять логистическую инфраструктуру. В 2021-м открыт сортировочный центр для быстрой обработки и доставки посылок. Одним из местных партнеров Ozon выступает «Европочта», в пунктах выдачи которой можно получить оформленный заказ. Ожидается, что с появлением логистического центра в Беларуси и развитием доставки по «последней миле» время поступления значительно сократится. Также планируется в партнерстве с белорусскими логистическими операторами создать брендированную сеть пунктов выдачи Ozon. Оператор считает нашу страну стратегически важным регионом и, помимо доставки покупок из-за рубежа, намерен предложить посетителям своей площадки товары белорусских производителей.

  • При выборе оператора экспресс-доставки клиенты обращают внимание на цены и сроки, дополнительные сервисы, гарантию сохранности, возможности отслеживания заказа в системе онлайн и круглосуточной связи с оператором. Критериями также являются отзывы в социальных сетях, мессенджерах, на специализированных ветках форумов.
« »

Читайте также