Дыхнуть в алкозамок
27.10.2025
Специалисты российского Научно-исследовательского центра по испытаниям и доводке автомототехники (ФГУП НАМИ) подготовили обновленные правила к автомобильным устройствам, которые не позволяют пьяным водителям запустить двигатель транспортного средства. По новому регламенту алкозамки будут передавать информацию в систему ЭРА-ГЛОНАСС.
Алкозамки пока не являются в России обязательными, но в будущем, уверены разработчики документа, устройства могут заинтересовать таксопарки и сервисы каршеринга. Приборы устанавливаются на автомобиль и не дают запустить двигатель до тех пор, пока водитель не «дунет в трубочку» алкометра. Если доля пороговых значений алкоголя в выдыхаемом воздухе превышает установленные в законодательстве нормы, двигатель не заработает.
С 2023 года в России действует стандарт, по которому допустимое время на проверку составляет не более 15 секунд, а диапазон содержания алкоголя варьируется от 0 до 0,95 мг на литр выдоха. Личность водителя должна определяться по биометрии через камеру, а все данные передаются оператору «платформы верхнего уровня» (в информационную систему, которая собирает сведения о состоянии водителя) и «внешним потребителям» (автотранспортному предприятию или ГИБДД).
Теперь НАМИ предложил изменения в ГОСТ: «платформа верхнего уровня» может функционировать исключительно на базе государственной информационной системы ЭРА-ГЛОНАСС, работающей с 2015 года для автоматического реагирования на ДТП (к системе подключено 12,9 млн транспортных средств, при попадании в аварию данные и координаты с машины передаются в службу 112).
Помимо этого, в ведомстве предложили скорректировать пороговые значения и привести их в соответствие с требованиями закона. Сейчас аккумулируются сведения о расположении машины в пространстве, сведения о личности и «результатах проверки» автомобилиста. НАМИ предлагает уточнить, что «результатом проверки» являются данные о превышении пороговых значений паров этанола в выдохе. Такие значения устанавливаются настройками по КоАП (не более 0,16 мг эталона на литр воздуха). То есть запуск мотора невозможен, если в выдохе водителя окажется более 0,16 мг этанола на литр воздуха.
НАМИ подготовил и два новых стандарта по алкозамкам: в первом фиксируются методы испытания индикатора паров этанола, во втором – «методы функционального тестирования» (оборудования, с помощью которого блокируется запуск двигателя). Проекты стандартов готовятся для внесения в Росстандарт на утверждение, запланированное на декабрь 2025 года.
Как сообщает газета «КоммерсантЪ», в России повсеместное внедрение алкозамков обсуждается уже много лет. В 2010-м в ряде регионов устройства ставились на школьные автобусы, но дальше пилотного проекта дело не пошло. В 2021-м департамент транспорта правительства Москвы в рамках «пилота» установил алкозамки на 10 служебных машин, но о результатах эксперимента официально не сообщалось. Тогда же МВД заявляло, что массовое внедрение контролирующих приборов возможно только после разработки необходимых законодательных актов, утверждения и внедрения технических стандартов, организации развитой сети контрольно-сервисных центров.
А в апреле этого года сообщалось, что резидент петербургской особой экономической зоны АО «Лазерные системы» наладил производство автомобильных алкозамков. Со следующего года компания намерена выпускать по несколько тысяч приборов, рассчитывая, что продукт будет пользоваться спросом у сервисов каршеринга и городского транспорта.
Теоретически одна из сфер массового применения алкозамков – таксомоторные парки, а также каршеринговые сервисы, включая сервисы по сдаче автомобилей в аренду, то есть в тех случаях, когда сложно оценить состояние водителя при предоставлении автомобиля. Однако, по словам руководителя рабочей группы агрегаторов такси комитета РСПП по цифровой экономике Антона Данилова-Данильяна, которого цитирует «КоммерсантЪ», пока широкого распространения практика использования алкозамков в таксомоторной отрасли не получила. В отрасли уже выстроены собственные механизмы контроля, прежде всего за счет цифровых платформ: «Любая жалоба пассажира на некорректное поведение или при подозрении на опьянение рассматривается моментально, водитель отстраняется от работы до проведения проверки. Такая система реагирования работает быстро и эффективно, что делает дополнительные технические решения на данном этапе избыточными».
Опрошенные транспортные эксперты считают, что периодически возникающие инициативы властей начать устанавливать подобные устройства на городском транспорте и каршеринге вызваны интересами производителей, но не реальной необходимостью. Так, руководитель Центра компетенций Международного евразийского форума такси (МЕФТ) Станислав Швагерус заявил, что деятельность каршеринга не регулируется в России ни федеральным, ни региональными законами, поэтому ожидать, что власти обяжут сервисы аренды автомобилей устанавливать алкозамки, пока не приходится: «Тема ужесточения контроля над водителями, употребляющими алкоголь, не нова. Подобные попытки предпринимались, но пока не увенчались успехом».
В Беларуси тема оборудования автомобилей алкозамками обсуждается уже несколько лет и застопорилась примерно по тем же причинам, по которой в России тамошнее МВД с предубеждением относится к этой затее: отсутствует законодательная база, характеристики приборов не прописаны в техническом регламенте Таможенного союза и т.д.
В июле этого года на расширенном заседании комиссии Палаты представителей по промышленности и транспорту вновь заговорили о необходимости дополнительного регулирования каршеринговых сервисов с учетом негативной статистики ГАИ. Тогда начальник управления ГАИ ГУВД Мингорисполкома Сергей Бабич сообщил, что примерно каждый десятый водитель, задержанный в состоянии алкогольного опьянения, управлял автомобилем каршеринга. Триггером такой удручающей статистики является правовой пробел: компании краткосрочной аренды фактически допускают за руль своих машин посторонних лиц без какой-либо проверки.
По словам представителя милицейского ведомства, которые приводит ТАСС, если другие транспортные компании проводят проверку состояния водителей и автомобилей перед выездом, то каршеринговая компания – юридическое лицо – допускает за руль своей машины вообще посторонних лиц и при этом ничего не наблюдает. И это притом, что в стране действует сервис Общегосударственной автоматизированной информационной системы (ОАИС) по проверке водительского удостоверения и наличия ограничений по управлению ТС. Однако каршеринговые компании такие процедуры не проводят – у них нет этой обязанности. Вместе с тем часто случается так, что владелец аккаунта и фактический водитель являются разными людьми, что создает дополнительные риски. В связи с этим в ходе обсуждения прозвучало предложение оснащать каршеринговые автомобили алкозамками.
Любопытно, что пару лет назад на уровне республиканского ГАИ обсуждалась вероятность внесения в Правила дорожного движения поправки, обязывающей водителей, дважды лишенных прав за езду в нетрезвом виде, устанавливать в автомобиле алкозамок, не позволяющий запустить двигатель, если уровень алкоголя в выдохе превышает 0,1‰. Называлась даже предварительная стоимость установки прибора – от 500 до 700 рублей, который должен включаться в обязательную комплектацию автомобиля для прохождения гостехосмотра.
Ряд государств Евросоюза приняли программы стимулирования алкоблокировки: соглашаясь на установку алкозамка, водитель-нарушитель сокращает срок лишения прав. В конце лета Италия стала последней страной – членом ЕС, легализовавшей алкоблокировщики в качестве альтернативы запрету на вождение.
Там водители, уличенные в вождении в нетрезвом виде (уровень алкоголя в крови 0,8–1,5 г/л), должны будут за свой счет установить в автомобиле алкозамок на два года, при превышении 1,5 г/л срок увеличивается не менее чем на три года. «Если нарушители будут пойманы за рулем без устройства, им грозит штраф от 158 до 638 евро в дополнение к приостановке действия прав на 1–6 месяцев, – объясняет Луиджи Альтамура, глава полиции Вероны. – Если автомобилист будет уличен в пьянстве, все штрафы будут увеличены на треть, попытки вмешаться в работу алкозамка повлекут удвоение наказания».
Ориентировочная стоимость алкозамка по-итальянски – порядка 2 тыс. евро плюс расходы на одноразовые мундштуки, техобслуживание и калибровку. Если в семье лишь один автомобиль, для того, на кого он оформлен, тестирование обязательно. При этом откалиброван алколокер для блокировки авто даже при уровне алкоголя 0,1 г/л, что ниже допустимого в Италии порога 0,5 г/л.
Матвей ПРОХОРОВ, «Транспортная безопасность»
