Электронная система МДП в правовом статусе
26.05.2021
С 25 мая вступило в силу новое приложение 11 к Конвенции МДП, что обеспечивает правовую базу для полной цифровизации системы МДП (eTIR) и полностью безбумажный трансграничный транзит товаров под таможенной гарантией системы МДП.
- Международная система eTIR (таможня–таможня) обеспечивает безопасный обмен данными о международном транзите товаров, транспортных средств или контейнеров в соответствии с положениями Конвенции МДП между национальными таможенными системами и позволяет таможне управлять данными о гарантиях, выданных гарантийной цепочкой держателям, уполномоченным использовать систему МДП. Система МДП насчитывает более 30 тысяч уполномоченных операторов и принимается более чем в 3500 таможнях по всему миру.
- Система МДП, старейшее государственно-частное партнерство, возникла в 1949 году, когда МСАТ при поддержке ООН начал решать проблемы перемещения товаров через раздробленные границы в послевоенной Европе. МСАТ уполномочен Административным комитетом Конвенции МДП (АС.2) выдавать и распространять книжки МДП, а также управлять международной системой гарантий.
- Новая правовая база МДП принесет значительные выгоды таможенным органам, особенно в связи с тем, что COVID-19 продолжает ограничивать физические контакты между сотрудниками таможни и водителями на границах.
Ольга Алгаерова, исполнительный секретарь ЕЭК ООН:
– Запуск eTIR, глобального инструмента Организации Объединенных Наций по упрощению пересечения границ, еще больше укрепит систему МДП, сделав ее более эффективной и конкурентоспособной, позволит осуществлять безбумажные и бесконтактные операции по пересечению границы. Мы видели, насколько это важно во время пандемии COVID-19. Обеспечивая безопасность водителей и сотрудников таможни, eTIR может изменить правила игры в обеспечении того, чтобы границы оставались открытыми в таких чрезвычайных ситуациях.
Умберто де Претто, генеральный секретарь МСАТ:
– На протяжении более 70 лет IRU представлял операторов автомобильного транспорта, которые управляют грузовиками, перевозящими товары через границы, имея знаковую синюю табличку МДП на задней части миллионов грузовиков. С появлением полностью безбумажной системы МДП мы теперь увидим еще больше преимуществ для транспортных операторов и их клиентов, импортеров и экспортеров, которые находятся в центре мировой торговли.
Осман БЕЙХАН, председатель Административного комитета МДП (АС.2), заместитель генерального директора Министерства торговли Турции:
– Вступление в силу eTIR является настоящей вехой для нас и для всех, кто занимается международной торговлей, логистикой и перевозками. На мой взгляд, это развитие похоже на строительство высококачественной, стандартной автомагистрали для перевозчиков и трейдеров, чтобы сделать их операции максимально легкими и безупречными. Самое главное, что это достижение стало возможным благодаря совместным усилиям всех заинтересованных сторон, участвующих в операциях МДП, включая правительства, частный сектор, национальные и международные ассоциации.
Фарид ВАЛИЕВ, начальник отдела транзитных операций Государственного таможенного комитета Азербайджана:
– Полная цифровизация единственной глобальной транзитной системы, предусмотренной Конвенцией МДП (1975 г.), является важной вехой в повышении эффективности таможенных формальностей при международных перевозках. Вступление в силу Приложения 11 открывает новую эру для всех заинтересованных сторон, включая таможню, экономических операторов и торговое сообщество, обеспечивая бесперебойную и эффективную торговлю.
Акбар ХОДАИ, директор отдела транспорта Организации Экономического сотрудничества (Секретариат ОЭС):
– Мы рады, что государства – члены ОЭС находятся в авангарде объединения своих таможенных информационных систем с международной системой eTIR. Секретариат ОЭС полностью поддерживает эти инициативы и цифровизацию таможенных и транспортных документов, что еще больше укрепит упрощение процедур перевозок и торговли, а также региональную экономическую интеграцию.
***
Окончательная правовая база для электронного МДП была создана после более чем десятилетнего планирования, инвестиций и испытаний при поддержке таможенных органов, ассоциаций МДП и других региональных и международных органов. Азербайджан, Грузия, Иран (Исламская Республика), Республика Молдова, Пакистан, Таджикистан, Тунис, Турция и Узбекистан находятся в процессе объединения своих таможенных информационных систем с международной системой eTIR.
Кроме того, от имени своих государств-членов Европейский союз в настоящее время завершает работу над концепцией соединения Новой компьютеризированной транзитной системы Европейского союза (НКТС) с международной системой eTIR.