bannerHeader1
bannerHeader1
bannerHeader

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

Грузы запутались в диспетчеризации таможенных деклараций

05.02.2021

Грузы запутались в диспетчеризации таможенных деклараций

Федеральная таможенная служба России с 1 февраля текущего года приступила к диспетчеризации таможенных деклараций (ТД), поданных участниками внешнеэкономической деятельности. В рамках данной реформы ТД автоматически распределяются по 16 центрам электронного декларирования (ЦЭДам) в зависимости от ряда критериев: типа груза, вида транспорта, которым прибыл товар, места регистрации декларанта.

Декларации на энергетические и подакцизные грузы автоматически направляются для оформления соответственно в ЦЭДы Центральной энергетической таможни и Центральной акцизной таможни.

Декларации на товары, прибывающие морским транспортом, в зависимости от точки их ввоза – в Балтийский, Новороссийский и Владивостокский ЦЭДы. Декларации на товары, прибывающие в Московский авиационный узел, – в Авиационный ЦЭД.

Декларации по остальным товарам направляются в ЦЭДы в соответствии с регионом их налоговой регистрации (ИНН, КПП декларанта).

Реакция делового сообщества на изменение в порядке оформления деклараций разнится: одни отмечают, что нововведение не оказало негативного влияния на рабочий процесс, другие обращают внимание на ряд проблем, в том числе дополнительные простои. По мнению последних новшество привело к нагрузке на досмотр, потере возможности прогнозировать расходы на таможенную очистку исходя из наработанной практики.

С введением диспетчеризации в таможенном оформлении возникли «хаос и непредсказуемость», заявила, в частности, гендиректор таможенного брокера КВТ Юлия Шленская:

– Декларации на акцизные товары стали попадать в Московскую областную таможню, которая никогда с этими категориями не работала. Оттуда декларации уходят на Дальний Восток, где рабочий день почти закончен, а значит, до следующего дня никакого движения не будет. Это дополнительные простои и расходы.

Она также сообщила, что в связи с перегрузкой Дальневосточный и Владивостокский ЦЭДы начали переводить декларации на Хабаровск, который сроду такого количества работы не видел.

– Так что под этот ледяной душ попали и декларанты с перевозчиками, и сами таможенники, – подчеркнула Юлия Шленская.

Руководитель таможенного отдела компании AsstrA Анаит Василян, в свою очередь, сообщила о появлении проблем с лицензируемым товаром. Так, лицензия зарегистрирована в Санкт-Петербургской таможне, декларацию присвоила Московская, поскольку юрлицо зарегистрировано в Москве, в итоге в выпуске отказано.

Первый замглавы ФТС Руслан Давыдов пояснил, что в результате введения диспетчеризации перераспределились лишь 5% деклараций (всего обрабатывается 5 млн в год), в основном на морские и авиационные грузы. Перемены коснулись только обработки деклараций: посты фактического контроля сохранились там, где проходит товар.

И все же диспетчеризация деклараций изменилась неожиданно, став для многих сюрпризом. Помимо этого, ФТС до сих пор не предоставила полной информации по всем деталям работы нового алгоритма.

По мнению участников рынка, урегулировать процедуру должен приказ Минфина России о полномочиях таможенных органов по регистрации таможенных деклараций, проект которого находится на стадии публичных обсуждений. В этот проект бизнес-сообщество предлагает свои поправки, поэтому эксперимент ФТС не совсем понятен. Также непонятна причина, по которой участников ВЭД заранее не проинформировали, поскольку последствия от простоя транспортных средств, увеличения сроков доставки грузов, дополнительных расходов на проведение досмотра в результате ложатся именно на них.

Расходы могут оказаться достаточно велики. Около 10% таможенных деклараций не выпускаются в течение дня, в среднем срок занимает два-три дня, в течение которых груз находится на складе временного хранения под таможенной процедурой. Сейчас все таможенные склады в России – коммерческие, и стоимость хранения на них может существенно отличаться. Если раньше участники ВЭД выбирали пункт таможенного оформления, исходя из расходов на довоз, склад и практики работы с конкретным ЦЭДом, то теперь прогнозировать расходы на таможенную очистку исходя из наработанной практики предприниматель фактически не сможет.

Впрочем, ряд участников внешнеэкономической деятельности не ощутили особых проблем в оформлении. Так, первый заместитель генерального директора ООО «Таможенный склад «Транссервис» Юрий Хилинский отметил, что диспетчеризация не повлияла на работу компании, оформление проходит в прежнем темпе, без задержек.

Заместитель генерального директора ООО «Восход» Юрий Ковалев также констатирует:

– В целом, это правильное движение к цифровой таможне, когда декларация попадает в единую точку входа и распределяется инспектору, исходя из особенностей данной поставки. Это исключает как коррупцию, так и предвзятость таможенного органа к декларантам.

Председатель комитета по коммерческим и правовым вопросам Ассоциации морских торговых портов Павел Поляков отметил:

– Создание единых подходов и правоприменительной практики при осуществлении таможенного оформления в морских пунктах пропуска – важная задача. Развитие цифровых технологий, в том числе диспетчеризация таможенных деклараций, направлены на создание равных условий для всех участников сферы внешней торговли. Портовое сообщество поддерживает конструктивные шаги таможни.

« »

Читайте также