bannerHeader1
bannerHeader1
bannerHeader

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

Хороший хозяин «цифрой» богат

19.04.2023

Хороший хозяин «цифрой» богат

Начало нынешнего года ознаменовано началом большой работы. Отраслевым предприятиям и организациям предложено посмотреть на… Если формулировать просто, то на соответствие себя современному миру. Посмотреть вместе со специалистами. Понятно, что для объективной оценки ситуации нужно иметь «базовую» картину. С этой целью заполнялся объемный опросный лист, который практически все организации направили в адрес РУП «Белдорсвязь». А впереди – анализ данных, встречи с профессионалами, рекомендации… И преобразования.

В общем, цифровая трансформация спешит к нам! До сей поры топ-менеджмент отраслевых предприятий в основном занимался ею, если можно так выразиться, по собственному желанию. В большинстве своем уровень внедрения цифровых технологий зависел от двух факторов: степени продвинутости в этом вопросе руководства организации и «пинка» от объективных обстоятельств, созданных государственными органами либо партнерами. Для руководителей понятия бизнес-аналитики, цифровой трансформации и им подобные, конечно, существовали, но где-то там, далече, в умных статьях и выступлениях, а отнюдь не в том месте, куда каждый день приходили, чтобы решать всепоглощающие сегодняшние и завтрашние проблемы. А обстоятельства… Введут госорганы новую форму подачи документов – поставим необходимую программу. Сообщат партнеры, что хотели бы общаться по новому каналу связи – освоим… А связано ли все это в единую систему? Скажут – свяжем! Вот и сказали. На законодательном уровне.

Сначала был указ. Интеллектуальное и технологическое развитие экономики и социальной сферы нашей страны прописано в Указе Президента «О приоритетных направлениях научной, научно-технической и инновационной деятельности на 2021–2025 годы» и в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы.

Приводить в газетной статье выдержки из документов – дело неблагодарное. Однако без этого не обойтись. Ведь цели транспортной отрасли изложены в государственных программах. Они таковы: обеспечение устойчивой мобильности и удовлетворение потребности экономики в конкурентоспособных и эффективных транспортных услугах («Транспортный комплекс»); улучшение транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования на основе роста привлечения инвестиций в транспортную инфраструктуру для удовлетворения потребностей экономики и общества в транспортных связях («Дороги Беларуси»).

Если говорить о реализации данных программ, то неотъемлемой частью процесса являются научно-исследовательские работы, одной из которых, как уже было упомянуто, занимается коллектив РУП «Белдорсвязь». Сейчас оно активно мониторит ситуацию. Более детально об этом мы беседуем с экспертом в области цифровой трансформации бизнеса, начальником управления перспективного развития предприятия Станиславом Клибашевым.

– Министерство транспорта и коммуникаций инициировало научно-исследовательскую работу «Проведение анализа уровня информатизации организаций системы Минтранса и разработка предложений по цифровой трансформации их типовых процессов». Координатором в вопросах цифровизации назначено РУП «Белдорсвязь». Учитывая объемность этого дела, с чего начали?

– Сперва была определена основная проблема, препятствующая цифровизации транспортной отрасли – отсутствие единых подходов. Ее решение позволит не только применить удачные практики отдельных предприятий, внедрив единые отраслевые системы, но и создать предпосылки для выполнения плановых значений показателей уровня цифрового развития, которые будут установлены Совмином для каждого органа госуправления. Проект Постановления Совета Министров «О показателях уровня цифрового развития отраслей экономики и административно-территориальных единиц» сейчас находится на согласовании в госорганах.

Что касается отправной точки в нашей работе, то это – проведенный анализ существующих информационных ресурсов и систем, внедренных на различных уровнях транспортного комплекса. Изучив вопрос, пришли к пониманию, в каком направлении следует двигаться.

– То есть главная цель вашего исследования – разработка предложений по цифровой трансформации типовых и отраслевых процессов, внедрение которых позволит в том числе улучшить взаимодействие министерства с подведомственными организациями?

– Не только. В рамках НИР планируется выполнить оценку уровня информатизации предприятий системы Минтранса, подотраслей, отрасли в целом. Что даст возможность определить организации, в которых цифровизации уделяют должное внимание. А зная экономическую составляющую предприятий, можно понять, насколько эффективно применяются информационные технологии.

– Звучит заманчиво. Думаю, стоит подробнее рассказать, что это даст организациям. Как говорится, что они с этого будут иметь?

– Главное преимущество цифровизации – оптимизация ресурсов и повышение производительности труда, поскольку сокращается время, затраченное на технологический процесс или выпуск нового продукта. Многие предприятия нуждаются в обработке большого количества данных. Их сотрудники не только выполняют определенные действия, но и взаимодействуют между собой. Цифровой подход увеличивает скорость принятия решений и вариативность процессов в зависимости от пожеланий потребителей. Соответственно происходит повышение производительности труда и качества готовой продукции, услуг, что, в свою очередь, приводит к увеличению прибыли и общей рыночной стоимости предприятия.

– Определено, что для цифровой трансформации целесообразно сначала провести интеграцию всех производственных процессов, начиная от разработки продукта и заканчивая логистикой. Это дело, видимо, небыстрое…

– Да, требуются силы и время. И средства. Ведь объединение процессов должно происходить на соответствующем программно-аппаратном обеспечении, когда все данные об операционных процессах, их эффективности и планировании доступны в режиме реального времени в сети предприятия. Для исключения рисков и сбоев в работе нужно располагать точными данными о мощности и возможностях организации, чтобы правильно оптимизировать производственные процессы. Впоследствии количество задач может увеличиться, но важно оценить положительный результат на первых этапах.

– Кстати, об автоматизации бизнес-процессов. Ее называют одним из условий трансформации…

– Такое понятие, как автоматизация бизнес-процессов, неразрывно связано с цифровизацией. Это комплекс мероприятий, направленных на избавление сотрудников от рутинных, многократно повторяющихся операций: выставления счетов, приема заказов, отгрузки товаров и других. С помощью современных программно-аппаратных средств доступно автоматическое их выполнение, что высвобождает время сотрудников и позволяет им заниматься более сложной, творческой работой.

– Результатом работы РУП «Белдорсвязь» должна стать разработка проекта предложений по созданию цифровой информационной системы Минтранса. Как я понимаю, сейчас идет углубленное изучение ситуации непосредственно в организациях?

– Мы проводим оценку уровня информатизации предприятий системы Минтранса, плюс анализируем типовые бизнес-процессы, а также изучаем существующие проблемы и варианты их решения посредством внедрения цифровых информационных средств. Просматриваем степень автоматизации бизнес-процессов, используемые внутренние и внешние информационные ресурсы, программное обеспечение и базы данных. При этом выделяем ту часть процессов, которая требует совершенствования в сфере цифровизации. Особый интерес для нас представляет взаимодействие субъектов транспортного комплекса. Кстати, в рамках исследования также необходимо изучить мировой и республиканский опыт создания ведомственных цифровых платформ, примеры интеграции информационных систем и ресурсов.

– Предполагается, что в ходе научно-исследовательской работы будут выявлены наиболее успешные варианты автоматизации деятельности организаций, которые могут масштабироваться в отрасли в целом. Как практически происходит процесс «выведения на свет» лучшего опыта?

– Путем приложения немалых усилий… В процессе исследования наши специалисты используют все доступные каналы коммуникации с респондентами, в том числе видеоконференцсвязь. Для сбора информации разработаны унифицированные формы опроса, проводится интервьюирование, организуются встречи для ознакомления с работой информационных систем отраслевых организаций. Накапливаемый материал представляет объемную базу данных, с которой работаем по принципу распределенного реестра, то есть у всех ответственных лиц есть доступ и возможность вносить предложения и изменения.

Мы нацелены на детальный анализ существующей ситуации, плотное взаимодействие с работниками транспортной отрасли, стимулирование совместной интеллектуальной деятельности.

– Как специалист, не первый день работающий в данной сфере, скажите, что делать с нашим отнюдь не цифровым пока что мышлением? Оно ведь тормозит дело…

– Да, это фактор торможения. Сегодня реализовать цифровизацию возможно практически во всех сферах деятельности, в том числе на предприятиях транспорта и дорожного хозяйства.

Для этого необходимо изменение подходов топ-менеджмента с привычного на цифровое, очень важен этап разработки стратегии. Руководству компании нужно четко понимать, какую выгоду даст такой процесс перехода. И в то же время помнить: цифровизация – это длительная работа, требующая серьезного и основательного подхода, потому при ее выполнении надо руководствоваться заблаговременно разработанной стратегией.

Необходимость изменений должно осознавать не только руководство, но и рядовой персонал компании. Сотрудников нужно мотивировать – рассказать им о том, как цифровая трансформация поможет привлечь новых клиентов и повысить эффективность фирмы, объяснить, какую выгоду это даст самим работникам. Лишь в таком случае люди будут охотно использовать все инструменты, появляющиеся в их распоряжении при внедрении цифровых технологий.

Поверьте, все это реально. И дает хорошие результаты. Надеюсь, что сотрудничество с нами принесет организациям немалую пользу, но должно быть активное взаимодействие. Специалисты РУП «Белдорсвязь» рассчитывают на это.

Татьяна ЛУЦЕВИЧ, «Транспортный вестник»

  • Мировой опыт цифровизации транспортной отрасли указывает на тенденцию интенсивного внедрения платформенных решений и развитие интеллектуальных транспортных систем. Такие решения способствуют оптимизации информационного взаимодействия между субъектами хозяйствования, переводят деятельность в цифровой формат, а также обеспечивают регулятора полной и достоверной информацией для принятия стратегических решений.
  • Цифровизация, или, как ее еще называют, цифровая трансформация – это глубокое внедрение в бизнес-процессы современных информационных технологий, позволяющих вывести организацию на следующий уровень развития. Речь идет не только и не столько об установке дополнительного оборудования и программного обеспечения, сколько о фундаментальной перестройке всех протекающих на предприятии процессов. Цифровизация меняет подходы к управлению, развивает дополнительные способы коммуникации (как внутри организации, так и с внешним миром), формирует новую корпоративную культуру. Результатом становится повышение конкурентоспособности компании и заметное увеличение ее эффективности.

ПРЕИМУЩЕСТВА ЦИФРОВИЗАЦИИ

Процессы становятся гибче. При переводе организации на «цифровые рельсы» происходит именно так. За счет глубокого проникновения технологий предприятие получает возможность практически мгновенно адаптироваться к меняющимся внешним условиям – потребностям клиентов, активности конкурентов, экономической политике государства и прочее.

Открываются пути к быстрому росту. Современные программные решения позволяют автоматизировать бизнес-процессы, избавить сотрудников от рутины и значительно повысить производительность труда. Облачные технологии дают возможность совместной работы, в том числе в удаленном режиме.

Развиваются отношения с клиентами. Источник прибыли любой коммерческой компании – ее клиенты, поэтому отношениям с ними нужно уделять самое пристальное внимание. Цифровая трансформация лучше, чем что-либо другое, позволяет решить эту задачу. Она дает возможность эффективно использовать несколько каналов связи, интегрируя их в единую систему (омниканальность), открывает доступ к интеллектуальным технологиям анализа потребительских предпочтений, помогает персонализировать общение с каждым.

Положительное влияние на отношения с партнерами. Цифровая трансформация позволяет находить поставщиков, посредников, других контрагентов в любой точке планеты, эффективно выстраивать товарно-денежные цепочки, вести прибыльную внешнеэкономическую деятельность. Репутация современной компании, которую создают цифровые технологии, повышает лояльность потенциальных партнеров и упрощает выстраивание отношений с ними.

« »

Читайте также