bannerHeader1
bannerHeader1
bannerHeader

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

Хранить и пользоваться с умом

26.12.2019

Хранить и пользоваться с умом

В морских перевозках грузов используются термины storage, demurrage и detention, которые обозначают условия хранения и пользования контейнерами. Знание практики их применения позволит избежать штрафных санкций и непредвиденных финансовых потерь. Экономическая суть заключается в том, что морская линия заинтересована в высокой оборачиваемости своих контейнеров для получения максимального дохода.

Хранение (storage) подразумевает плату за пользование инфраструктурой, то есть за размещение груженого контейнера на терминале, которая обычно взимается морской линией. Количество дней считается от выгрузки в порту до вывоза за его пределы (при импорте) или с момента размещения в порту до погрузки на судно (при экспорте). Как правило, предусматривается и бесплатный период – 5–12 дней. Storage не зависит от того, находится контейнер в собственности отправителя товара (SOC) или принадлежит перевозчику (COC).

Demurrage и detention – это условия пользования контейнером, находящимся в собственности морской линии, на суше. База начисления по demurrage такая же, как при расчете storage, но конечным получателем платы является морская линия. Она же предоставляет бесплатных 5–10 дней. Detention взимается за использование контейнера вне порта (от вывоза с территории до возврата порожнего или груженого) и предполагает определенное количество бесплатных дней в зависимости от типа контейнера и вариантов вывоза (автомобильный или железнодорожный транспорт).

Все чаще встречается комбинированный вариант demurrage & detention combined. В данном случае количество дней detention считается от прибытия контейнера в порт до возврата порожнего (при импорте) или с момента забора порожнего в порту до погрузки на борт судна (при экспорте).

На практике могут быть и другие подходы к начислению storage, demurrage, detention. Это зависит от страны и от морской линии. Например, время нахождения груженого на экспорт контейнера в порту будет называться просто storage, а его нахождение вне территории терминала под загрузкой – demurrage или detention. Как не запутаться? Нужно четко выяснить в местном представительстве морской линии принцип расчета периодов хранения и пользования.

Если используется SOC-контейнер (Shipper Owned Container), который принадлежит отправителю, и морской перевозчик не имеет к нему никакого отношения, то demurrage и detention не применяются, а начисляется только storage.

  • Storage, demurrage и detention неактуальны для грузовладельцев, когда перевозка осуществляется в составе сборного груза, если только не имела место существенная задержка в предоставлении документов, из-за чего контейнер со сборными грузами не мог своевременно покинуть порт и быть выгружен на транзитный склад для дальнейшей доставки товаров автотранспортом. Вместе с тем оператор сборного груза может выставить счет за сверхнормативное хранение на таком складе (уже после выгрузки из контейнера).

В каждом порту у морской линии существуют стандартные условия хранения и пользования для импортных и экспортных грузов. Обычно с ними можно ознакомиться на корпоративном сайте или уточнить в представительстве. Также они указываются в подтверждении booking (бронирование места на судне для перевозки) и в уведомлении о прибытии.

Как правило, морская линия предоставляет некоторое количество бесплатных дней хранения и пользования, а если клиенту их оказывается недостаточно, начисляются штрафы по прогрессирующей шкале: чем больше просроченных дней, тем дороже каждый последующий. Иногда грузополучателю позволяется докупить нужное количество бесплатных дней в порту назначения для контейнеров, прибывших по контракту грузоотправителя, но это можно сделать только заранее, до вывоза из порта.

Если после разгрузки контейнер было решено загрузить другим грузом на экспорт, то отсчет дней пользования им для импортера заканчивается в тот момент, когда он передается в распоряжение экспортера.

Отметим, что, даже если перевозку организует и оплачивает грузоотправитель, счет за сверхнормативное хранение и пользование контейнером в пункте назначения будет выставлен морской линией грузополучателю, если иное не оговорено заранее при размещении заказа на перевозку. Независимо от того, по чьей вине произошла задержка: получатель вовремя не провел таможенную очистку или у отправителя вышла задержка с предоставлением документов, без которых контейнер нельзя забрать из порта, линия получит оплату от грузополучателя, а уже он должен будет выяснять отношения с грузоотправителем.

  • Ставки штрафов за хранение контейнера, как правило, не зависят от его размера и вида перевозимого груза, в то время как пользование 40-футовым контейнером обойдется дороже, нежели 20-футовым. Если речь идет о нестандартном оборудовании (в первую очередь это касается рефрижераторных контейнеров), количество бесплатных дней хранения и пользования будет меньше, а штрафы – выше по сравнению со стандартными контейнерами.

При формировании условий хранения и пользования морские линии учитывают соотношение экспортных и импортных грузов в регионе, расстояние от порта до крупных грузопотребляющих и грузообразующих городов, состояние наземной транспортной инфраструктуры и другие факторы. Например, при доставке грузов в более отдаленные регионы и (или) при использовании с этой целью железнодорожного транспорта может быть предоставлено большее количество бесплатных дней. Иногда для этого требуется заблаговременно, при бронировании места на судне, запросить у линии такую «льготу».

По умолчанию порожний контейнер следует вернуть в тот порт, куда он прибыл. Однако по согласованию с морской линией грузополучатели за дополнительную плату могут возвращать контейнеры в другие гавани, куда осуществляет рейсы данная морская линия, или на ее терминалы в глубине материка (так называемые контейнерные станции). После этого пользование контейнером прекращается. Также контейнерные станции могут выдавать клиентам морской линии контейнеры под загрузку.

  • Условия разных морских линий для одного и того же порта будут отличаться. Поэтому при заключении контракта, особенно при больших объемах перевозок, можно согласовать более выгодные условия, отличные от стандартных.

Необходимо обращать особое внимание на количество предоставляемых бесплатных дней пользования контейнером и ставки штрафов, если речь идет о мультимодальной перевозке, в которой наземная доставка груза получателю осуществляется по железной дороге. Возможно, при планировании стоит выбрать морскую линию с более высоким морским фрахтом, но с лучшими условиями пользования: с учетом потенциальных штрафов это может оказаться дешевле. Например, «плечо» Клайпеда – Минск – Клайпеда при доставке по железной дороге займет 15–20 дней.

Грузовладельцам и экспедиторам целесообразно самостоятельно контролировать период пользования по своим контейнерам и своевременно информировать перевозчиков о крайних сроках сдачи в порт. Рассмотрим два случая, которые действительно бывают на практике.

Водитель автомобильного контейнеровоза, зная, что следующий рейс у него только через несколько дней, размещает машину с порожним контейнером на стоянке в намерении сдать его в порт, когда поедет забирать новый. Или, например, грузополучатель не уведомил железнодорожную станцию о сроках возврата порожнего контейнера в порт, и он месяц простоял на терминале, пока от морской линии не пришел запрос о его местонахождении. Результат обеих ситуаций одинаков: штрафы для грузовладельца за превышение бесплатного срока пользования. Словом, своевременный контроль позволит избежать подобных финансовых неприятностей.

Стоит отметить, что получатель может столкнуться с другими проблемами, которые повлекут сверхнормативное хранение и пользование контейнером: ошибки в товаросопроводительных документах; задержка в подготовке документов, например, доверенности от получателя на экспедитора; потеря или несвоевременное оформление оригинальных коносаментов; подача некорректной декларации в таможню и ряд других.

Дмитрий КУРОЧКИН, журнал «Транспорт & Транзит»

« »

Читайте также