bannerHeader1bannerHeader2
bannerHeader1bannerHeader2
bannerHeader bannerHeader bannerHeader

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

Изменения в закон о таможенном регулировании в Республике Беларусь

29.12.2021

Изменения в закон о таможенном регулировании в Республике Беларусь

Национальное законодательство приводится в соответствие с отдельными положениями Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. С 25 июля 2022 года вступают в силу изменения в Закон от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь».

В новой редакции Закона «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» от 19.07.2021 № 121-З реализован ряд инициатив бизнес-сообщества сферы международных автомобильных перевозок грузов.

Статьей 114 детализировано определение сроков таможенного транзита. Так, с учетом положений абзаца второго пункта 2 статьи 144 ТК ЕАЭС перевозимые автомобильным транспортом товары должны быть доставлены между таможенными органами отправления и назначения из расчета не более 300 километров в сутки.

В отношении нескольких партий товаров, следующих на одном транспортном средстве в разные места доставки, срок таможенного транзита будет устанавливаться: для первого пункта разгрузки – из расчета до 300 километров в сутки, для каждого последующего – не более пяти календарных дней от даты первого места доставки. При этом не допускается определение периода таможенного транзита менее одного календарного дня.

Положения статьи 214 закона в новой редакции наделяют таможенные органы правом остановки автомобилей в пути следования для проведения контроля на предмет выявления перемещения товаров в нарушение международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования. Водитель обязан предъявить должностному лицу транспортное средство, находящиеся в нем товары и документы на них.

Закреплена норма, согласно которой при невозможности провести или завершить формы таможенного контроля в установленный абзацем вторым пункта 1 статьи 355 ТК ЕАЭС срок и наличии имеющихся достаточных оснований полагать нарушение норм международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) соответствующего законодательства автомобильное транспортное средство (АТС) перемещается и (или) помещается не в любую, а в ближайшую зону таможенного контроля, где будут обеспечены условия для хранения доставляемых товаров. Период нахождения там определяется исходя из времени, необходимого для проведения или завершения форм таможенного контроля, за исключением случая, когда АТС подлежит изъятию или аресту в соответствии с законодательными актами. По требованию водителя таможенные органы письменно уведомляют его о необходимости принудительного перемещения и (или) помещения транспортного средства в зону таможенного контроля.

Если при досмотре в отношении перевозимых товаров не были выявлены нарушения законодательства, то акт по результатам его проведения должен быть составлен в течение четырех часов рабочего времени таможенного органа.

Обратим внимание на другие новеллы, затрагивающие деятельность международных автомобильных перевозчиков.

В Законе № 121-З закреплено, что предварительная информация о предполагаемых к ввозу на территорию ЕАЭС в Беларуси товарах, которая представляется в установленных подпунктом 1 пункта 2 статьи 11 Таможенного кодекса союза, и целях должна подаваться перевозчиком, от его имени – исключительно таможенным представителем, иными лицами – только в рамках постановлений правительства.

При нарушении требования либо сроков обязательного представления предварительной информации, оговоренных в абзаце первом пункта 3 статьи 11 ТК ЕАЭС, таможенными органами будут применяться следующие меры:

  • таможенное сопровождение (подпункт 6 пункта 1 статьи 338 ТК ЕАЭС);
  • наложение на транспортное средство навигационных устройств (пункт 1 статьи 230 закона в новой редакции). Исключение – случаи, определенные международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и законодательством о таможенном регулировании.

В соответствии с пунктом 4 статьи 89 Закона № 121-З, при использовании в качестве транзитной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов с указанием в них сведений о пункте назначения на территории Республики Беларусь представления описи документов не потребуется. При помещении груза под таможенную процедуру таможенного транзита необходимо будет представить в таможенный орган сопроводительную опись документов.

Законом определен перечень случаев, когда таможенный орган вправе устанавливать место доставки независимо от указанных в транспортных (перевозочных) документах сведений:

  • если в отношении перемещаемых товаров необходимы определенные формы таможенного контроля и в таможенном органе отправления, а также в заявленном декларантом месте доставки отсутствуют условия для их проведения с принятием обеспечивающих мер;
  • если таможенные операции должны быть совершены в определенных пунктах таможенного оформления в соответствии со статьей 257 Закона № 121-З;
  • если указанный в транспортных (перевозочных) документах пункт назначения находится в регионе деятельности таможенного органа, расположенного на территории, где установлен режим чрезвычайного положения либо введены другие ограничения для ввоза отдельных категорий товаров в соответствии с законодательством;
  • в случаях, определенных на основе системы управления рисками.

Статьей 116 усовершенствован подход к проведению таможенных операций, связанных с разгрузкой, перегрузкой (перевалкой), а также заменой транспортных средств при доставке под таможенной процедурой таможенного транзита. При возможности их осуществления без удаления наложенных пломб и печатей таможенные операции допускаются после уведомления в электронной или письменной форме таможенного органа, в регионе деятельности которого они совершаются.

Новеллой закона в новой редакции в качестве средств идентификации признаны навигационные устройства (пломбы), которые обеспечивают предоставляемый национальным оператором системы отслеживания (мониторинга) международных транзитных доставок дистанционный контроль соблюдения маршрута перевозки. Порядок их применения определен Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.05.2020 № 311, а взаимодействие таможенных органов и организаций, осуществляющих наложение навигационных устройств (пломб), устанавливается правительством. В настоящее время тариф национального оператора по отслеживанию (мониторингу) объектов пломбирования составляет пять базовых величин за одну услугу, включая налог на добавленную стоимость.

Претерпели изменения отдельные условия включения Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь юридического лица в реестр таможенных перевозчиков. Так, на день обращения у субъекта хозяйствования должна отсутствовать не исполненная в установленный срок обязанность по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов, иных платежей, а также у юридического лица, учредителем (участником, собственником имущества) или одним из учредителей (участников, собственников имущества) которого выступает заявитель.

Значительно изменились требования по отсутствию административного таможенного правонарушения у претендующего на включение в реестр таможенных перевозчиков юридического лица. В частности, должны отсутствовать факты привлечения в Республике Беларусь к административной ответственности в течение одного года до дня обращения за правонарушения, протокол по которым составлен должностным лицом таможенного органа и которые повлекли конфискацию товаров, взыскание их стоимости и (или) штраф на общую сумму от двух тысяч и более базовых величин. Также не должно быть подлежащего исполнению и неисполненного постановления о наложении административного взыскания за совершенное правонарушение, протокол по которому составлен должностным лицом таможенного органа.

Из перечня документов для включения в реестр таможенных перевозчиков исключена необходимость предоставления договора с разработчиками информационных технологий и средств обеспечения на их сопровождение, а в случае разработки таких программных продуктов юридическим лицом самостоятельно – подтверждения соответствия установленным законодательством Республики Беларусь требованиям. Представляемые в Государственный таможенный комитет Республики Беларусь документы определены пунктом 1 статьи 302 и перечислены в пункте 2 статьи 314 Закона № 121-З.

  • При перемещении товаров, требующих особых условий транспортировки, в том числе крупногабаритных грузов, а также по мотивированному заявлению декларанта или перевозчика, если последний не выступал декларантом таможенной процедуры таможенного транзита, возможно определение более продолжительных сроков, но не превышающих устанавливаемые пунктом 3 статьи 144 Таможенного кодекса ЕАЭС.
  • При таможенной процедуре таможенного транзита для совершения грузовых операций (разгрузка, перегрузка (перевалка), в том числе с транспортного средства одного вида на другой) с товарами под регионом деятельности таможенного органа следует понимать всю территорию Республики Беларусь.
  • Определение категорий товаров, подвергающихся быстрой порче, в отношении которых, согласно статье 81 ТК ЕАЭС, таможенные операции совершаются в первоочередном порядке, возложено на Правительство Республики Беларусь. В настоящее время данный перечень содержится в Приложении 1 к Постановлению Совета Министров от 20.06.2019 № 40

Журнал «Транспорт & Транзит»

« »

Читайте также