Кто заплатит за жертвы
17.10.2025
Авария маршрутного такси по маршруту Минск – Мозырь на 72-м км автодороги Р-31 Бобруйск – Мозырь – граница Украины в Светлогорском районе 10 октября унесла жизни шести пассажиров, восемь получили травмы различной степени тяжести. По версии следственных органов, водитель допустил столкновение с двигавшимся в попутном направлении трактором с полуприцепом, после чего машина выехала на полосу встречного движения, где столкнулась с другим автомобилем.
Специалистам ГКСЭ поручено проведение экспертных исследований, необходимых для принятия решений по определению виновности конкретных лиц. Следственный комитет сообщил, что расследование будут проводить наиболее опытные сотрудники Главного следственного управления центрального аппарата, специализирующиеся на расследовании уголовных дел этой категории. И это неспроста – дело резонансное, по уровню трагизма схожее с аварией 20 февраля 2023 года под Смолевичами, когда после столкновения маршрутки и грузового МАЗа погибли 13 человек.
Уже установлено, что мозырская маршрутка двигалась с превышением допустимой на конкретном участке дороги скорости. Салон был оборудован ремнями безопасности, однако, по имеющимся у следователей данным, большинство пассажиров и сам водитель не были пристегнуты. При таких обстоятельствах, согласно п. 9.5 ПДД, водитель не имел права начинать движение, однако это правило он проигнорировал.
С трактором, участвовавшим в аварии, также были проблемы. Световая сигнализация в виде маячков желтого цвет работала, однако габаритные огни самого трактора и прицепа находились в нерабочем состоянии.
Для повышения безопасности пассажирских перевозок председателем Следственного комитета Беларуси в адрес глав министерств транспорта и коммуникаций, сельского хозяйства и продовольствия направлены официальные письма о необходимости незамедлительного проведения проверок маршруток и сельхозтехники. Акцентировав внимание на соблюдении водителями правил безопасной перевозки пассажиров, скоростного режима, использования ремней безопасности, а также на недопущении к участию в дорожном движении неисправной техники.
Тем временем Госавтоинспекция внепланово объявила проведение мероприятий по повышению безопасности перевозок пассажиров маршрутными микроавтобусами в регулярном междугородном и пригородном сообщении. Основная цель – профилактика нарушений, совершаемых водителями и должностными лицами перевозчиков. Наряды ДПС по всей стране проконтролируют соблюдение правил дорожного движения и перевозки пассажиров, включая пресечение фактов эксплуатации неисправного транспорта, превышения скоростных ограничений, правил маневрирования и обгона, проезда на запрещающий сигнал светофора и неиспользования ремней безопасности. В случае выявления нарушений к руководителям субъектов хозяйствования применят меры административного воздействия.
Согласно ст. 937 Гражданского кодекса, юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении своих трудовых (служебных, должностных) обязанностей. Работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора, а также граждане, занятые по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ.
Вряд ли такое бывает, но, допустим, наниматель не оформил водителя мозырской маршрутки официально как своего сотрудника. Согласно ст. 25 Трудового кодекса, фактическое допущение уполномоченным должностным лицом нанимателя работника к работе является началом действия трудового договора независимо от того, был ли прием на работу надлежащим образом оформлен. Кстати, по ст. 948 ГК, ответственность несут и те, кому принадлежит источник повышенной опасности, к которому относится автомобиль.
- Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Так что список ответственных лиц может быть гораздо шире, чем кажется должностным (и не очень) лицам автопарков, которым принадлежат маршрутки (любой другой транспорт). За выпуск на линию транспортных средств, не прошедших техосмотр или с неисправностями, также предусмотрена ответственность. И в зависимости от последствий – вплоть до уголовной.
Доходчивый пример – возбуждение уголовного дела в отношении должностных лиц ОАО «Миноблавтотранс», которому принадлежал МАЗ, водитель которого совершил трагическое ДТП под Смолевичами. Из 60 проверенных большегрузов, находящихся на балансе автопарка, 42 не имели допуска к участию в дорожном движении (в том числе МАЗ, участвовавший в аварии), 10 не имели обязательных страховых полисов.
Помимо уголовных сроков для должностных лиц, допустивших нарушения, родственники погибших и пострадавших подали более 60 исков о возмещении вреда, суммарно на более чем 2,5 млн рублей. Суд эти иски удовлетворил.
Евгений ГРАЧЕВ, «Транспортная безопасность»
