bannerHeader1bannerHeader2
bannerHeader1bannerHeader2
bannerHeader bannerHeader bannerHeader

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

Курс – устойчив

05.07.2021

Курс – устойчив

Белорусские международные автоперевозчики, невзирая на влияние негативных факторов, связанных с пандемией COVID-19, сработали в прошлом году с положительной динамикой по ключевым количественным и финансовым показателям, продолжив взятый курс на дальнейшее развитие.

  • Согласно аналитической информации Международного союза автомобильного транспорта (IRU), в связи с пандемией COVID-19 рецессия мировой экономики в прошлом году составила 3,6%.
  • Удельный вес новой техники у членов Ассоциации «БАМАП» достиг в целом 28,2%. Для сравнения: в 2015–2017 годах темпы ее прироста не превышали 1–4% за год.

В совместном поиске

Наиболее актуальной задачей для национальных международных автоперевозчиков стал коллективный поиск возможностей преодоления возникших трудностей, минимизации потерь в условиях существенных изменений маршрутов доставки и простоев при пересечении границ. Созданные в центральном офисе и филиалах технические возможности и программные продукты позволили правлению, дирекции и членам БАМАП в стабильном режиме управлять информационным полем и эффективно взаимодействовать.

На основе полученных в ходе региональных встреч предложений и обращений перевозчиков ассоциация инициировала перед органами госуправления ряд мер поддержки предприятий, работающих в сфере международных автоперевозок грузов. Часть из них реализована в принятых нормативных правовых актах. В частности, Указом от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики» такие субъекты хозяйствования включены в перечень видов экономической деятельности, наиболее подверженных неблагоприятному воздействию эпидемиологической ситуации.

В документах правительства и органов госуправления учтена инициатива БАМАП о нераспространении требований самоизоляции на водителей при выполнении ими международных перевозок. Реализован ряд предложений по снятию ограничений при замене членов экипажа, на транзитный проезд по территории Республики Беларусь тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств, а также осуществляющих доставку опасных грузов. Кроме того, более на чем на 40 объектов расширен перечень специализированных пунктов остановки и заправки на республиканских автодорогах.

Продлены сроки действия свидетельств о допущении транспортных средств международной перевозки к доставке товаров под таможенными пломбами и печатями, разрешений на допуск к участию в дорожном движении, МСТО, сертификатов технического контроля для подтверждения соответствия техническим нормам ЕКМТ.

Пятилетки итоговый год

2020-й подвел итоги очередного пятилетнего периода экономического развития Беларуси. В сравнении с 2015 годом количество международных автоперевозок и объем доставленных грузов увеличились в 1,4 раза, грузооборот – в 1,3 раза. Поступления от экспорта услуг грузового автомобильного транспорта приросли в 1,6 раза, выручка – в 2,1 раза.

Парк автотранспортных средств прибавил более 4 тысяч единиц (рост в 1,3 раза), составив на конец прошлого года порядка 20 тысяч. Среднесписочная численность работников, занятых в сфере международных автомобильных перевозок, по итогам 2020 года составила 32 тысячи человек, на конец 2015 года – порядка 28 тысяч. Из них среднесписочная численность водителей увеличилась с 19 до 22 тысяч или на 16%

Несмотря на нестабильность и резкие изменения условий на рынке в связи с пандемией COVID-19, экспорт услуг автомобильного транспорта по итогам прошлого года – на втором месте после компьютерных, достигнув показателя 1391,5 млн долларов США. Это явилось результатом активной мобилизации общих усилий и высокого уровня организации работы.

Грузооборот международного автотранспорта Беларуси в 2020-м прибавил более 1%, а удельный вес автомобильного транспорта в грузообороте составил 23,4%, что почти вдвое выше аналогичного показателя десятилетие назад.

Быть услышанными

В результате совместной работы с органами государственной власти и управления на различных уровнях за 2020 год и по май 2021 года по инициативным предложениям Ассоциации «БАМАП» в интересах автомобильных перевозчиков приняты или внесены изменения в 23 нормативных правовых акта, из них три закона Республики Беларусь, пять указов главы государства, семь постановлений правительства, одно совместное постановление Совета Министров и Национального банка, четыре постановления Министерства транспорта и коммуникаций, одно постановление Министерства финансов, одно постановление Министерства по налогам и сборам и Кодекс об административных правонарушениях.

По итогам проведенных в 2020 году региональных совещаний и общего собрания членов в план работы дирекции было включено 39 предложений.

Одним из ключевых направлений является формирование условий дальнейшего обновления парка транспортных средств. Уже четвертый год в республике действует механизм стимулирования приобретения грузовых автомобилей экологического стандарта Евро-6, с момента выпуска которых прошло не более одного года. Как результат, их доля в общем парке составляет порядка 13%, увеличившись в 5 раз – до 2,5 тысячи.

Помимо того, Постановлением Совета Министров от 16.11.2020 № 647 с начала текущего года практически в 2 раза по сравнению с ранее действовавшими уменьшены ставки утилизационного сбора по категориям транспортных средств N1, N2, N3 подгруппы «полной массой свыше 20 тонн, но не более 30 тонн», с даты выпуска которых прошло не более трех лет.

В течение 2020 года Минтрансом совместно с Ассоциацией «БАМАП» была проведена работа, направленная на продление льготных условий ввоза транспортных средств экологического класса Евро-6 на 2021 год, а также их расширению за счет предоставления аналогичных условий, в том числе при ввозе автомобилей с территории государств – членов Евразийского экономического союза. 30 марта 2021 года принят Указ Президента Республики Беларусь № 123 «О мерах по развитию международных автомобильных перевозок грузов», которым предусмотрено, как и в 2020 году, освобождение не только от уплаты утилизационного сбора, но и от налога на добавленную стоимость ввозимых новых седельных тягачей и грузовых автомобилей экологического класса Евро-6. При этом в 2021 году освобождению от данных платежей подлежат также и транспортные средства, ввозимые (ввезенные) в Республику Беларусь с территории государств – членов ЕАЭС.

Завершена работа по изменению подходов к начислению и уплате государственной пошлины за допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Ставки транспортного налога, установленные в связи с упразднением госпошлины, в отношении транспортных средств, которые используются в международных автомобильных перевозках грузов, с 2021 года на 20% ниже установленного ранее размера госпошлины

С текущего года в Налоговом кодексе учтен ряд инициированных международными перевозчиками поправок в части расширения области применения инвестиционного вычета, закрепления процедуры подтверждения статуса белорусской организации в качестве плательщика НДС (для целей применения на территории иностранных государств).

Внесены изменения в правовые акты, регулирующие вопросы оформления и применения первичных учетных документов.

На постоянной основе в составе рабочих групп ЕАЭС, а также в рамках взаимодействия с Государственным таможенным комитетом и его региональными органами проводится анализ реализации вопросов по таможенному администрированию. Более 15 предложений Ассоциации «БАМАП», затрагивающих интересы перевозчиков, нашли отражение в новой редакции Закона «О таможенном регулировании в Республике Беларусь», которая в скором времени вступит в силу.

В настоящее время обсуждаются вопросы совершенствования единой системы таможенного транзита в ЕАЭС, оптимизации порядка оформления таможенных операций, дальнейшего сокращения очередей и простоев в пунктах пропуска на границе, минимизации последствий для перевозчиков в связи с применением по отношению к ним статьи 15.5 КоАП, повышения конкурентоспособности системы МДП.

Также в фокусе пристального внимания остаются либерализация условий работы в ЕАЭС, расширение грузовой базы и подготовка кадров.

Органы государственной власти с пониманием относятся к проблемным аспектам белорусских международных автоперевозчиков. Так, создание благоприятных условий для повышения их конкурентоспособности, в том числе через механизм стимулирования к обновлению парка подвижного состава эффективной, безопасной и экологичной техникой, а также расширения перечня стран, с которыми возможно заключение соглашений об автомобильном сообщении на безразрешительной основе, обозначил в качестве приоритета в своем выступлении на заседании итоговой коллегии Минтранса заместитель премьер-министра Анатолий Сивак.

Изменения во благо

Основная часть реализованных в прошлом году инициатив была связана с совершенствованием порядка выдачи и распределения разрешений. Проработаны все 18 внесенных членами ассоциации предложений. Часть из них нашла свое отражение в принятом в июле 2020-го постановлении Министерства транспорта и коммуникаций, которым внесены изменения в инструкцию о порядке распределения, выдачи и использования разрешений на проезд по территории иностранных государств при выполнении международных автоперевозок.

В прошлом году обеспечена возможность повторной выдачи разрешений, которые возвращаются перевозчиками неиспользованными, а также усовершенствовано администрирование этого процесса. И если в 2019-м таких разрешений было 404, то в 2020-м уже 2084. Нормативно определены сроки возврата в Транспортную инспекцию не распределяемых разрешений, обеспечена возможность учета при распределении на текущий год разрешений Российской Федерации 1-й категории только грузовых автотранспортных средств, соответствующих экологическим и техническим требованиям «Евро-5 безопасные» и выше.

Проведена работа по внесению в проекты нормативных документов предложений по обеспечению достоверности сведений о выручке от деятельности по международной доставке грузов на основе данных налоговых органов, допуску к распределению дефицитных разрешений (не только ЕКМТ) перевозчиков, отвечающих критериям профессиональной компетентности и финансового состояния.

На 2020 год было получено более 770 тысяч разрешений на перевозки грузов от 46 стран, что на 5% выше предварительно согласованного количества. Дополнительно поступило 37 480 разрешений 16 государств. Экономический эффект от их использования оценочно составил 89 млн долларов США в экспорте услуг автотранспорта.

В целом за пятилетие годовая квота увеличилась на 17%, или более чем на 115 тысяч. Этому способствует конструктивный переговорный процесс, проводимый Минтрансом при поддержке ассоциации и ее членов с компетентными органами иностранных государств.

На будущее

Многие вопросы дальнейшего развития белорусского международного автотранспорта нашли отражение в государственных программах на период до 2025 года «Транспортный комплекс», «Инфраструктура пунктов пропуска на Государственной границе Республики Беларусь», «Дороги Беларуси». В них определены ключевые направления повышения конкурентоспособности национальных перевозчиков, качества, эффективности и безопасности выполнения ими доставок грузов. Предусматривается увеличение экспорта услуг автомобильным транспортом по итогам текущего года на 3,5%.

В перспективной деятельности ассоциации учтено развитие экономической интеграции в рамках ЕАЭС, предусматривающее последовательное и поэтапное формирование единого транспортного пространства, формирование трансконтинентальных и межгосударственных транспортных коридоров, обеспечение недискриминационных возможностей предоставления перевозочных услуг, создание и развитие транспортной инфраструктуры в направлениях восток – запад и север – юг, в том числе в рамках сопряжения с китайской инициативой «Один пояс и один путь».

Таким образом, органы управления БАМАП, автотранспортные организации будут вовлечены в реализацию задач, вынесенных на правительственный и межгосударственный уровень. Среди них – совершенствование процедуры распределения и выдачи дозволов; либерализация разрешительной системы; создание благоприятных условий для приобретения транспортных средств экологического класса Евро-6; расширение применения в перевозках информационных технологий и электронных документов; освоение новых рынков; сокращение порожних пробегов, в том числе за счет снятия в рамках ЕАЭС ограничений на каботажные автоперевозки грузов; упрощение таможенно-транзитных процедур; минимизация простоев на границе; модернизация пунктов пропуска и подъездных путей к ним.

Журнал «Транспорт & Транзит»

« »

Читайте также