На доверии и спрос растет
24.10.2025
По данным статистики средние сроки первого владения грузовым транспортом в России сократились на 20%.
По данным экспертов, два года назад транспортные компании эксплуатировали коммерческие автомобили массой от 6 тонн в среднем в течение 49 месяцев, седельные тягачи – 45, самосвалы – 46. В 2024-м средний срок владения в разных сегментах рынка снизился на 4 – 8 месяцев, а в нынешнем по грузовикам массой от 6 тонн – 41 месяц, тягачам – 34, самосвалам – 37. Также в 2025 году выросли сроки первого владения грузовыми автомобилями итальянских (70 месяцев), корейских (68), французских (62), японских (61) и нидерландских (53) марок. Наибольший средний срок владения в текущем году среди седельных тягачей наблюдается у автомобилей японских марок (104 месяца), а среди самосвалов –итальянских (96).
Российские перевозчики стали быстрее избавляться от грузовиков. В чем причина? На ситуацию повлияли, как минимум, две тенденции. Во-первых, перевозчики до последнего используют ресурсы проверенных транспортных средств иностранных марок. А во-вторых, несмотря на непростые условия, сложившиеся на рынке, многие компании продолжают программы обновления автопарка. В первом случае срок владения качественной азиатской и европейской техникой значительно вырос. Например, итальянские тягачи задерживаются в парках в среднем на 70 месяцев, а японские – до 104.
Быстрое обновление касается китайских грузовиков, которые массово пришли на рынок после 2022 года. Средний срок владения ими – всего 19 месяцев. Именно этот новый, огромный и быстро обновляемый сегмент и «тянет» общую среднюю цифру вниз. Эти автомобили часто возвращают из лизинга преждевременно. Происходит это потому, что после массовой закупки доступной техники прошло время, и сейчас перевозчики реально оценивают стоимость владения таким транспортом. В частности, на нее влияют частые поломки, трудности с поиском запчастей, не всегда предсказуемый сервис. В итоге многие приходят к выводу, что проще и дешевле досрочно закрыть лизинг и взять новую машину, чем постоянно вкладываться в ремонт проблемной. Это не «избавление», а скорее поиск оптимальной экономической модели в новых условиях.
Как это скажется на различных марках? Ценность европейских, японских и корейских брендов на вторичном рынке будет только расти. Это «золотой фонд», который будут беречь и эксплуатировать максимально долго. Спрос на качественные запчасти и сервис для них останется высоким. Чтобы уйти из ниши «временного решения», китайским брендам нужно доказать свою надежность в долгосрочной перспективе, выстроить безупречную систему сервиса и поставок запчастей. Те, кто с этим справится, смогут увеличить срок владения и завоевать доверие рынка. На рынке останутся и укрепятся только те китайские бренды, кто сделает ставку не на цену, а на качество. Интересно, что, несмотря на все трудности, самой продаваемой моделью сентября стал китайский Shacman SX4188. Это говорит о том, что спрос на китайскую технику сохраняется, но становится более избирательным.
Основная причина снижения срока владения грузовыми транспортными средствами связана с резким падением рынка перевозок, составившее в 2025 году порядка 30%. Кроме того, произошло снижение тарифов на перевозки примерно на 20%. Все это привело к тому, что многие компании не справились с долговой нагрузкой и были вынуждены вернуть полученные автомобили в лизинговые компании или выставить на продажу, чтобы не работать в «минус».
Также в этом году наблюдается рекордное количество перепроданных грузовых транспортных средств с целью покрытия долгов перед лизинговыми компаниями. Избыточное предложение на вторичном рынке и затоваренность на стоках новых автомобилей привели к снижению стоимости различных марок.
