bannerHeader1
bannerHeader1
bannerHeader

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

На зеленой волне

30.12.2020

На зеленой волне

Приверженность Беларуси зеленым принципам закреплена в общегосударственных программных документах, включая Национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития до 2030 года. Среди приоритетов обозначено внедрение новых инструментов устойчивой мобильности. Примером решения такой задачи служит Полоцк.

Полоцк первым среди белорусских городов подписал международное Соглашение мэров по энергии и климату, взяв на себя серьезные обязательства и ответственность. При этом открылись широкие возможности участия в программах европейских инициатив по экологии, мобильности, транспорту, в других сферах. Был подготовлен новый план развития, определены основные направления повышения качества жизни населения.

Город является важным транспортным узлом Витебской области. Здесь сходятся внешние линии движения грузового и пассажирского железнодорожного и автомобильного транспорта международного и регионального значения. В отсутствие обходов часть транзитного потока направляется по улицам, что значительно осложняет ситуацию на магистрально-уличной сети.

Внедрение инновационных схем организации дорожного движения здесь осуществляется в рамках проекта «Зеленые города», который финансируется Глобальным экономическим фондом и исполняется Программой развития ООН в партнерстве с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси.

– Мы очень тщательно подошли к организации дорожного движения, – рассказывает первый заместитель председателя Полоцкого райисполкома Сергей Лейченко. – За последние три года второй раз пересматриваем генеральный план, учитывая транспортные новшества, которые намерены внедрить. Например, в проект обновленного моста по просьбе общественности заложили велодорожку, чтобы закольцевать ею весь город.

Речь – о Покровском мосте в центре, соединяющем Полоцк по берегам Западной Двины. Его открыли в ноябре после масштабной реконструкции. Это первый в Беларуси путепровод, где, помимо проезжей части и пешеходных тротуаров, имеется выделенная велодорожка.

С этим объектом связан ряд других элементов грамотной организации улучшения городской мобильности. Ранее на развилке у моста постоянно скапливался транспорт, водители с трудом перестраивались в нужном направлении. Теперь на въезде – круговой перекресток. В центре 20-метрового автомобильного кольца имеется зеленая зона. Большую часть примыкающей к путепроводу парковки сохранили – в этом месте она удобна горожанам. Рядом обустроили пешеходные дорожки.

Подпрограмма «Полоцк. Наведем мосты» направлена не только на обновление обветшавших мостов. Ее цель – наладить связи между центром и окраинами, установив преемственность между прошлым и будущим, сохранив культурное и природное наследие. Три темы проекта «Зеленые города» – разносторонний город, уютная среда, гармония с природой – предполагают усиление центра и развитие самодостаточных микрорайонов, мобильность без личных автомобилей, создание и приумножение климатически устойчивой энергоэффективной инженерной инфраструктуры. В этой связи становится понятным смысл сказанного Сергеем Лейченко:

– Транспортная инфраструктура Полоцка становится постоянной сферой для новаций.

Детально о внедрении продуктивных схем организации дорожного движения нам рассказал эксперт по городской мобильности проекта развития ПРООН «Зеленые города» Павел Астапеня:

– Когда в октябре прошлого года мост закрыли на ремонт, впервые в Полоцке была оборудована специальная полоса для общественного транспорта. Принятию данного решения предшествовали исследования в рамках разработки схем организации дорожного движения на время закрытия путепровода. Прогнозные модели перераспределения транспортных потоков показали, что в часы пик имеющаяся пропускная способность уличной сети центральной части города не справится с возросшим потоком, в пробках окажутся не только частники, но и машины специальных служб: скорой помощи, МЧС, милиции, коммунальщиков. С учетом того, что на личных авто перемещаются только около 30% жителей, и принималось решение о выделении четырехкилометрового участка. Таким образом, были обеспечены беспрепятственное движение общественного транспорта, соблюдение графика, повышение скорости сообщения, снижение эксплуатационных затрат, и конечно же, комфорт пассажиров, что подвигает население пересаживаться с личного на городской транспорт.

В Полоцке выделенная полоса обозначена сигнальными столбиками. Этот вариант более жесткий, чем просто дорожные знаки и разметка. Тем не менее он не допускает выезда других участников движения на полосу для общественного транспорта. С другой стороны, при наезде на такую конструкцию машина не получает серьезных повреждений, а сами столбики легко монтируются и демонтируются.

– Участок для движения общественного транспорта показал свою эффективность: в условиях образовавшихся пробок автобусы выполняли перевозку людей без сбоев, – констатирует Павел Астапеня. – Интересный нюанс: там, где выделенная полоса сходится с общей, водители обязаны уступать дорогу пассажирскому транспорту. В перспективе аналогичные конструктивные решения появятся и на других улицах Полоцка.

Директор филиала «Автобусный парк № 2 г. Полоцка» ОАО «Витебскоблавтотранс» Владимир Черневич подчеркнул:

– Данное нововведение позволило нам выдерживать график движения, общественный транспорт следовал без задержек. Кроме того, проанализировав статистику, мы увидели увеличение пассажиропотока на линии. Конечно, любая реорганизация поначалу воспринимается с определенным напряжением, но пассажиры все же оценили преимущество выделенной полосы.

Как отметил Павел Астапеня, в этом году в Полоцке произошли и другие изменения в организации дорожного движения. В частности, заработали первые в городе светофорные объекты с умными контроллерами, которые синхронизируют работу по спутниковым сигналам GPS, что позволяет перераспределять скорость движения потока. Построены новые остановочные павильоны, с помощью конструктивных решений обеспечивается безопасность детей на пешеходных переходах возле школ. В рамках существующих перекрестков обустраиваются кольцевые малого радиуса без расширения – это первый подобный опыт в Беларуси.

Применяется современная пластиковая разметка со сроком службы минимум в восемь раз дольше, чем у обычной дорожной краски. В дальнейшем появятся защищенные островки безопасности на нерегулируемых переходах, а также выделенные полосы для левоповоротного транспорта.

За одной из автобусных остановок появились так называемые «берлинские подушки». Они заменяют традиционные конструктивные искусственные неровности («лежачий полицейский») для снижения скорости транспорта. Это тоже ноу-хау для Беларуси.

Эксперты ратуют за изменение структуризации улиц с учетом выполняемых ими связующих функций между участками города с центрами притяжения населения, например, учреждениями образования, магазинами.

– Сегодня наблюдается картина, когда из четырех полос проезжей части две не используются по назначению, потому что запаркованы, – поясняет Павел Астапеня. – Такие иногда ненужные для движения объекты – перерасход бюджетных средств на строительство и обслуживание. Мы считаем необходимым изменить эту ситуацию и внести коррективы в законодательство, в том числе в технический кодекс установившейся практики.

В разговоре наш собеседник подчеркнул, что жизнь сама подталкивает к поиску экономически обоснованных и в то же время дружелюбных человеку решений. Например, если сделать удобные, хорошо освещенные пути для пешеходов и велосипедистов, то люди с удовольствием будут ими пользоваться. То же касается и общественного транспорта, который должен быть быстрым, комфортным, доступным.

  • Оптимизация улично-дорожной системы снижает вредные выбросы, улучшая экологию. Следовательно, сегодняшние затраты на создание зеленой среды становятся инвестициями в будущее наших городов и повышение благополучия граждан.

Полоцк и Новополоцк отстоят друг от друга на расстоянии порядка 10 километров и тесно связаны между собой. Поэтому многие проекты предполагают внедрение ряда инициатив одновременно в двух городах.

Пять тысяч жителей ежедневно ездят на работу из одного населенного пункта в другой. Анализ показал, что развитие транспортной инфраструктуры отстает от темпов автомобилизации населения, в часы пик на основных улицах возникают заторы. Предусматривается реализация единого плана формирования зеленой волны за счет умных светофорных объектов со спутниковой синхронизацией и беспроводной связью с ЦУП для дистанционного управления алгоритмом работы. Уменьшение разгонов и торможений будет способствовать снижению вредных выбросов от автотранспорта.

Общая транспортная модель предполагает развитие трамвайного движения, обустройство выделенной полосы для движения автобусов между городами, объединение основной маршрутной сети общественного транспорта со вспомогательной – маршрутными такси и велосипедами.

В течение реализации пятилетнего проекта повышения эффективности работы городского транспорта в Полоцке и Новополоцке ожидается получить прямое сокращение выбросов парниковых газов в объеме 77,8 тысячи тонн СО2 в эквиваленте.

Внедряется программа умного освещения улиц, когда работа придорожных фонарей регулируется интеллектуальной системой управления. Это позволяет значительно экономить электроэнергию.

В планах – формирование единой водно-зеленой системы, повышение комфорта проживания с помощью современных технологий, транзитно ориентированное развитие.

Проведенные социологические опросы показали, что многие не пользуются велосипедами из-за отсутствия мест для их хранения. Одним из вариантов решения этой проблемы стало обустройство велогаражей. Пять из них длиной 6 и 8,5 метра появились в местах многоэтажной застройки Новополоцка. Каждый рассчитан на 20 единиц.

– При выборе мест размещения исходили из пожеланий жителей, – поясняет заместитель директора Новополоцкого КУП «ЖРЭО» Леонид Кулаженко. – Разговаривали с домовыми комитетами, председателями ЖСПК, заинтересованными гражданами. Люди оценили комфорт пользования данными конструкциями, возможность обезопасить имущество от кражи и порчи.

Будущей весной обретет реальность еще одно начинание в рамках проекта ПРООН «Зеленые города» – мобильное приложение для познавательных велопрогулок по Полоцку и Новополоцку. Аудиогид позволит приверженцам активного экологичного отдыха совмещать прогулку с экскурсией, ближе узнать историю и увидеть достопримечательности городов-соседей. Текстовая часть создается совместно с музейными работниками региона.

  • Единый план устойчивой мобильности для двух городов позволяет совместно решать региональные задачи востребованности общественного транспорта, устранять перегруженность дорог. Новые проектные решения направлены на обеспечение безопасности движения, сохранение окружающей среды, повышение привлекательности городов как места для жизни и инвестирования.

В рамках проекта «Зеленые города» реализовано множество мероприятий, связанных с устойчивой мобильностью, снижением вредных выбросов от автотранспорта.

– Мы ориентировались на максимальную инновационность, экономическую эффективность и экологичность, – констатирует Павел Астапеня. – Приоритеты – восполняемый, умный, удобный, безопасный город. Надеюсь, полученный опыт реализации наших решений станет посылом к внедрению его в других городах.

В свою очередь первый заместитель председателя Полоцкого райисполкома Сергей Лейченко в беседе заметил, что сначала идеи проекта «Зеленые города» показались фантастикой, но потом были оценены по достоинству, поскольку со временем задуманное воплощалось в жизнь и кажущееся невозможным становилось реальностью.

Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, журнал «Транспорт & Транзит»

« »

Читайте также