Не тем бензином
09.10.2025
Заправка автомобиля топливом – почти ритуал. Кто-то льет проверенный 92-й, другие уверены: 95-й – золотая середина, третьи готовы переплачивать за 98-й или даже 100-й на всякий случай. Но у двигателя – свои законы, и они просты: октановое число – это не усилитель мощности, а защита от детонации, и правильная марка топлива – та, что указана производителем. Остальное – компромиссы с рисками для ресурса и кошелька.
От 66 до 100: кто и зачем придумал индексы для бензинов
Цифра в маркировке бензина – его октановое число, которое показывает степень устойчивости бензина к детонации. Преждевременная детонация (когда топливная смесь воспламеняется раньше, чем положено) вызывает стук в двигателе, когда ударная волна от мини-взрыва топлива буквально бьет по поршню и клапанам, сокращая ресурс мотора.
Если совсем коротко: чем выше число в маркировке бензина, тем более топливо устойчиво к взрыву без поджига. Чтобы этого избежать, используют антидетонационные присадки. Именно поэтому в маркировке мы чаще всего видим «АИ» – автомобильный бензин, октановое число которого определено исследовательским методом. Старые обозначения «А» без буквы «И» относились к топливу без таких присадок, вроде бензина А-76, который заливали в «Волги» и первые «Жигули».
Цифры 92, 95, 98 или 100 – это не лошадиные силы в канистре, а условные баллы, показывающие, насколько бензин стоек к детонации. Для сравнения используют эталонные углеводороды: изооктан (ему назначили 100 баллов) и н-гептан (0). Например, бензин с октановым числом 95 по своей стойкости соответствует смеси 95% изооктана и 5% гептана. У газового топлива (метан, пропан-бутан) октановое число вообще составляет 105–107 единиц. А значит, они практически не детонируют даже при высокой степени сжатия.
АИ-92 подходит для простых атмосферных двигателей со степенью сжатия около 9–10. Его используют для Lada Granta, Renault Logan с 8-клапанным мотором, старых Hyundai Accent или Daewoo Nexia;
АИ-95 – для более современных и чуть более форсированные моторов: Kia Rio и Hyundai Solaris с двигателем 1.6, Skoda Rapid, Toyota Corolla или Volkswagen Polo. Там степень сжатия выше, и необходим запас по детонации;
АИ-98 применяется там, где нагрузки заметно выше: в турбомоторах и «заряженных» атмосферниках. Volkswagen Golf GTI, BMW 330i, Audi A4 TFSI или Subaru WRX STI просто не раскроют свой потенциал на 95-м;
АИ-100 – особая история. Это топливо для машин, у которых требования к стойкости смеси к детонации предельные. Porsche 911, Nissan GT-R, BMW M4 или Audi RS-серии используют его для того, чтобы под высокой степенью сжатия и наддувом мотор работал безопасно.
А что с «низкими» марками топлива вроде А-66, А-72, А-76 или А-80? Они были актуальны во времена СССР для карбюраторных двигателей с низкой степенью сжатия, когда моторы были нетребовательны, а на экологию особо никто не обращал внимания. Но такие двигатели давно ушли в прошлое, а низкооктановое топливо признано устаревшим и опасным для экологии.
Чем выше «октан», тем быстрее машина – почему это не работает
Если авто «заточен» под АИ-92, использование бензина с более высоким октановым числом (95/98/100) эффекта не даст. На практике блок управления зажиганием настроен на то топливо, которое указано в техописании. А превышение рекомендованного октанового числа может привести к неполному сгоранию, росту температуры выхлопа и повышенной нагрузке на выхлопную систему и перегреве, особенно при спокойной езде, например, в городском режиме.
Истории о том, что у кого-то прогорели клапаны из-за топлива, в отдельных случаях действительно могут быть правдой. Однако современные атмосферные двигатели лишены этой проблемы: они спокойно работают на бензине с любым октановым числом. Но и ощутимой пользы от использования АИ-98 вместо АИ-92 не будет. Если мотор рассчитан на 92-й, то именно на нем он раскрывает свои возможности полностью, без риска детонации.
Расхожее мнение, будто более высокооктановое топливо прибавляет мощности, – миф. Удельная теплота сгорания у бензинов разных марок почти одинаковая, поэтому никакого дополнительного разгона ожидать не стоит. Теоретически двигатель может работать чуть стабильнее или экономичнее, но разница настолько мала, что ее легко перекрывает более высокая цена топлива.
92-й вместо 98-го: стоит ли овчинка выделки
Можно ли заливать бензин с меньшим октановым числом, если производитель в технических документах указал АИ-98? Вот здесь компромиссы опасны. Заправка бензином с октаном ниже того, что рекомендован, повышает риск детонации, ударных нагрузок, образования нагара и перегрева.
Систематическая езда на «недооктане» ускоряет износ и может закончиться капитальным ремонтом. Это базовая физика сгорания, ее подтверждают и эксперты. В технических обзорах указывается, что детонация – главное явление, которое может «убить» мотор, и ее профилактика – одна из задач правильного выбора октанового числа. А в спецификациях для автомобилей с пометкой «только премиум» часто прямо указано: использование бензина с более низким октаном может привести к повреждениям цилиндров или аннулированию гарантии производителя.
Где уместен АИ-100 и есть ли он в Беларуси
АИ-100 создавался для высокофорсированных ДВС часто с непосредственным впрыском и наддувом, где под высокой нагрузкой нужна высокая детонационная стойкость. Для обычного «атмосферника» – это попросту линяя трата денег: 100-й бензин не добавляет мощности сам по себе – прирост возможен, только если мозги двигателя умеют и хотят под это топливо «придушить» опережение зажигания и сдвинуть фазы так, чтобы использовать позднее ровное горение.
На белорусских АЗС АИ-100 встречается – это не экзотика, но и не массовое топливо для каждого двигателя.
Цены на бензин и экономика вопроса
С учетом разницы в цене переплата за лишние октановые единицы не так уж велика – на первый взгляд кажется, что сущие копейки: 10–15 копеек за литр не выглядят серьезно, пока не начинаешь считать тысячами километров.
Если взять условный средний автомобиль с расходом около 8 литров на сотню и пробегом в 10 тыс. км, то за год получится примерно 800 литров топлива. Вот тут арифметика становится наглядной: заправка 95-м вместо 92-го обойдется примерно на 80 рублей дороже, переход с 95-го на 98-й – плюс 128 рублей, а если вдруг начать постоянно лить сотый бензин, переплата составит около 216 рублей.
На пробеге 30 тыс. км эти суммы вырастают втрое: 240, 384 и почти 650 рублей соответственно. Для кошелька уже ощутимо, но все равно несравнимо с тем, сколько стоит ремонт: «капиталка» двигателя и замена прогоревшего катализатора могут обойтись в разы больше экономии на более дешевом топливе.
Оказывается, что переплатить чуть больше на заправке – это всегда дешевле, чем потом раскошеливаться на крупные поломки. А вот заливать топливо с октановым числом выше, чем нужно мотору, – просто деньги на ветер: ни мощности, ни экономии.
Что делать в случае форс-мажора
Белорусские НПЗ работают исправно, фальсификат наши АЗС не продают, а на каждой заправке есть несколько видов топлива. И все же…
Не нашли «свой» бензин – долейте немного соседней марки, чтобы доехать до ближайшей заправки и как можно скорее разбавьте «правильным» топливом;
Если по ошибке залили низкооктановый бензин, не насилуйте мотор. При невозможности слить «неправильное» топливо, разово поднимите октановое число, например, разбавив 92-й бензин 98-м либо с помощью присадки. «Октан-корректор» можно залить в бак при вынужденном использовании низкооктанового бензина. Но как регулярный допинг его использовать нельзя.
Итак, лейте тот бензин, который указан производителем. Ни «недооктан», ни «сверхоктан» ресурса вашему двигателю не прибавят. Сэкономить безопасно можно только качеством и правильным октановым числом, а не цифрой побольше на пистолете.
Арсений СИДОРОВ, «Транспортная безопасность»
