bannerHeader1
bannerHeader1
bannerHeader

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

Отсрочка и рассрочка по уплате ввозной таможенной пошлины

02.04.2020

Отсрочка и рассрочка по уплате ввозной таможенной пошлины

При осуществлении внешнеэкономической деятельности могут наступить обстоятельства, при которых установленный законодательством срок уплаты ввозной таможенной пошлины необходимо изменить. Особенности определены статьями 58 и 59 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.

  • Ввозная таможенная пошлина является обязательным платежом, взимаемым таможенными органами государств-членов в связи с ввозом товаров на территорию Евразийского экономического союза. Она подлежит зачислению и распределению между входящими в ЕАЭС странами с последующим перечислением в доход бюджетов.

Согласно положениям Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) изменение сроков уплаты ввозных таможенных пошлин осуществляется в форме отсрочки или рассрочки. В первом случае производится единовременная уплата отсроченной суммы, во втором – поэтапное внесение рассроченной суммы.

Заявление плательщика ввозных таможенных пошлин может быть подано в отношении как всей суммы, так и ее части. Отсрочка или рассрочка предоставляется только в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Поэтому решение принимает таможенный орган, осуществляющий выпуск товаров для внутреннего потребления. В решении указываются срок предоставления отсрочки или рассрочки, сумма ввозных таможенных пошлин, в отношении уплаты которой предоставляется отсрочка или рассрочка, иные необходимые сведения.

При выпуске товаров с предоставлением отсрочки ввозные таможенные пошлины должны быть уплачены не позднее последнего дня истечения обозначенного срока. В случае рассрочки утверждается поэтапный график уплаты. При этом каждая из сумм подлежит внесению не позднее установленного последнего дня в соответствующем периоде.

Условием предоставления отсрочки или рассрочки является обеспечение исполнения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин в соответствии с главой 9 ТК ЕАЭС способами, указанными в пункте 1 статьи 63. Это могут быть денежные средства, банковская гарантия, поручительство, залог имущества.

Согласно статье 59 ТК ЕАЭС отсрочка или рассрочка может быть как с уплатой процентов, так и без них (на срок не более шести месяцев со дня, следующего за днем выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления).

Отсрочка или рассрочка без уплаты процентов предоставляется при наличии оснований, указанных в пункте 2 статьи 59:

– причинение плательщику ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

– задержка плательщику финансирования из республиканского бюджета или оплаты выполненного государственного заказа;

– осуществление поставок в рамках международных договоров, одной из сторон которых выступает государство – член ЕАЭС, если законодательством этой страны не установлено, что данное обстоятельство не является основанием для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин;

– ввоз на таможенную территорию ЕАЭС организациями государств-членов, осуществляющими сельскохозяйственную деятельность, либо поставка для указанных организаций посадочного или посевного материала, средств защиты растений, сельскохозяйственной техники, объектов племенного животноводства (племенных сельскохозяйственных животных, птицы, рыбы и других объектов племенного животноводства), племенной продукции (материала), продуктов, используемых для кормления животных.

Перечень товаров, в отношении которых может предоставляться отсрочка или рассрочка уплаты ввозных таможенных пошлин с указанием кодов в соответствии с ТНВЭД ЕАЭС, определяется Евразийской экономической комиссией. В национальном законодательстве он изложен в Приложении 2 к Постановлению Совета Министров от 20.06.2019 № 406 и может использоваться белорусскими субъектами хозяйствования до определения перечня ЕЭК, который будет применяться всеми государствами – членами Союза.

Основания, при которых отсрочка или рассрочка предоставляется без уплаты процентов, должны быть подтверждены плательщиком ввозных таможенных пошлин. ТК ЕАЭС предоставил компетенцию на уровне законодательства государств-членов определить государственные органы, уполномоченные на подтверждение наличия этих оснований, а также порядок выдачи таких подтверждений. Согласно части 2 пункта 6 Приложения 1 к Указу Президента Республики Беларусь от 22.12.2018 № 490 «О таможенном регулировании» к ним относятся республиканские органы государственного управления, в ведомственной подчиненности которых находится плательщик; облисполкомы (Минский горисполком), если плательщик не в ведомственной подчиненности республиканских органов государственного управления. Они уполномочены на выдачу подтверждения плательщику ввозных таможенных пошлин, налогов причинения ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы (чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера) или иных обстоятельств непреодолимой силы; задержки финансирования из республиканского бюджета, а также оплаты выполненного государственного заказа.

Порядок выдачи регламентирован положением, утвержденным Постановлением Совета Министров от 20.06.2019 № 406 (далее – Положение № 406). Определено, что выдача подтверждения наличия оснований для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин без уплаты процентов осуществляется уполномоченным органом на основании письменного заявления лица, выступающего плательщиком при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (далее – заявитель). В нем должны содержаться следующие сведения:

– фамилия, имя, отчество (если таковое имеется) заявителя, его местонахождение (место жительства или пребывания), данные документа, удостоверяющего личность, идентификационный номер (при наличии);

– учетный номер плательщика заявителя (при наличии), электронный адрес (при наличии), контактный телефон заявителя;

– основание для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, подтвержденное уполномоченным органом;

– таможенный орган, в котором будет осуществлено декларирование товаров.

Вместе с заявлением предоставляются следующие документы:

– если плательщику ввозных таможенных пошлин причинен ущерб в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы (чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера) или иных обстоятельств непреодолимой силы – документ, выданный территориальным органом по чрезвычайным ситуациям, подтверждающий факт наступления чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, или государственным органом, подтверждающий факт наступления в отношении заявителя иных обстоятельств непреодолимой силы;

– если плательщику ввозных таможенных пошлин задержали финансирование из республиканского бюджета – письмо территориального органа государственного казначейства, содержащее сведения о принятых и неисполненных заявках на уплату ввозных таможенных пошлин, налогов заявителя – получателя средств республиканского бюджета;

– если плательщику ввозных таможенных пошлин задержали оплату выполненного государственного заказа – документ государственного заказчика, содержащий сведения о сумме денежных средств, которая не перечислена (несвоевременно перечислена) заявителю в счет оплаты выполненного им госзаказа (по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг для государственных нужд).

Уполномоченный орган вправе отказать в принятии заявления, если оно не содержит всех обязательных сведений. В такой ситуации заявитель может повторно обратиться после устранения недостатков, явившихся причиной отказа.

Положение № 406 установило срок, в течение которого уполномоченный орган принимает решение о выдаче подтверждения или об отказе: 10 рабочих дней со дня подачи заявления.

Подтверждение по форме, определенной приложением к Положению № 406, оформляется в трех экземплярах на бланке уполномоченного органа с присвоением регистрационного номера. Первый экземпляр хранится в делах выдавшего его органа вместе с иными документами, предоставленными заявителем, второй и третий – выдаются заявителю.

Необходимо отметить, что даже после получения подтверждения плательщику может быть отказано в отсрочке или рассрочке уплаты ввозных таможенных пошлин, за исключением случаев предоставления по решению Президента Республики Беларусь. Так, частью 2 пункта 7 Приложения 1 к Указу № 490 определено, что таможенный орган отказывает в предоставлении отсрочки или рассрочки, если в его распоряжении имеется информация о наступлении одного из следующих обстоятельств:

– претендующее лицо имеет не исполненную в установленный срок обязанность по уплате таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, а также процентов, пеней по ним;

– в отношении претендующего лица возбуждено производство по делу о банкротстве;

– претендующее лицо находится в процессе ликвидации (прекращения деятельности);

– в отношении претендующего на предоставление отсрочки или рассрочки физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем либо руководителем и (или) главным бухгалтером юридического лица, возбуждено уголовное дело, производство дознания по которому ведется таможенными органами.

Если об указанных выше обстоятельствах таможенному органу стало известно после принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, данное решение будет аннулировано. Подавшее заявление лицо, уведомляется об этом в письменной форме в течение трех рабочих дней. Принятие и аннулирование решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин производятся в порядке, установленном для изменения сроков уплаты налогов, взимание которых осуществляется таможенными органами.

Людмила ДРОЗД, эксперт по вопросам обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей

Журнал «Транспорт & Транзит»

« »

Читайте также