bannerHeader1
bannerHeader1
bannerHeader

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

Перегрузка / перецепка в специально установленных местах

21.05.2022

Перегрузка / перецепка в специально установленных местах

Комментарий Государственного таможенного комитета к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 22.04.2022 № 247 о запрете на перемещение грузовых автомобилей и тягачей, зарегистрированных в государствах – членах ЕС.

Случаи неприменения постановления № 247

  1. При следовании в установленный срок транспортных средств из автодорожных пунктов пропуска в соответствующие им специально установленные места, установленные в приложении 1 к постановлению № 247, для совершения грузовых операций и (или) перецепки и заправки транспортных средств (при необходимости), а также из таких специально установленных мест в соответствующие им автодорожные пункты пропуска после совершения грузовых операций и (или) перецепки.
  2. При перемещении определенных категорий товаров и транспортных средств:

В соответствии с пунктом 3 нормы ПСМ №247 не применяются при перемещении определенных категорий товаров и транспортных средств:

почтовых отправлений;

крупногабаритных грузов, для перевозки которых требуется специальное разрешение, если исходя из технических характеристик перевозимого груза и (или) технологических особенностей перевозки невозможно следование в специально установленные места, указанные в приложении 1, для совершения грузовых операций и (или) перецепки, и транспортных средств для их перевозки при условии согласования перемещения данных транспортных средств Министерством транспорта и коммуникаций;

транспортных средств, перевозимых на специализированных транспортных средствах, предназначенных для их перевозки (автовозах), и специализированных транспортных средств, предназначенных для перевозки транспортных средств (автовозы);

гуманитарных грузов;

живых животных и специализированных транспортных средств для их перевозки;

готовых лекарственных средств, в том числе нерасфасованных, медицинских изделий, запасных частей к ним, сырья и материалов для производства лекарственных средств и (или) медицинских изделий, крови, органов и тканей человека;

порожних транспортных средств, следующих в обратном направлении на территорию ЕС после перевозки товаров, указанных в настоящем пункте.

Особенности применения разрешительной системы

В случае перецепки на территории Республики Беларусь, территория которой не является ни страной погрузки, ни страной выгрузки грузов, указанных соответственно в графах 4 и 3 международной CMR-накладной, необходимо использование разрешения Республики Беларусь, позволяющего выполнять транзитную перевозку по территории Республики Беларусь.

Например, перевозчику, зарегистрированному в Республике Польше, при перевозке товара в Российскую Федерацию (графа 3 CMR) из Республики Польши (графа 4 CMR) с учетом осуществления перегрузки/перецепки в рамках постановления № 247 на территории Республики Беларусь требуется «транзитное» разрешение.

При использовании иностранными перевозчиками, зарегистрированными в ЕС, разрешений ЕКМТ в текущей ситуации в период действия ограничений, под пунктом разгрузки (погрузки) при выполнении международных автомобильных перевозок грузов с использованием разрешений ЕКМТ иностранными перевозчиками, зарегистрированными в Европейском союзе, следует понимать место перецепки (перегрузки).

Особенности въезда на таможенную территорию ЕАЭС в Республике Беларусь и выезда с такой территории

Въезд на таможенную территорию ЕАЭС в Республике Беларусь возможен только для осуществления грузовых операций и (или) перецепки в специально установленных местах с последующим обратным выездом с территории Республики Беларусь через пункт пропуска, через который был осуществлен въезд на такую территорию (при въезде через пункт пропуска Видзы последующий обратный выезд осуществляется через пункты пропуска Котловка, Григоровщина либо Урбаны).

Осуществление перегрузки в зонах ожидания системы электронной очереди, являющихся специально установленными местами

В зонах ожидания системы электронной очереди, установленных в приложении 1 к постановлению № 247, могут осуществляться только операции по перецепке транспортных средств (по решению таможенного органа, при такой необходимости). По решению таможенного органа с согласия перевозчика в зонах ожидания системы электронной очереди допускается осуществление грузовых операций при наличии в таких зонах ожидания зарегистрированных в установленном порядке зон таможенного контроля и необходимого оборудования для выполнения погрузочно-разгрузочных работ.

Особенности составления таможенных и иных документов при совершении грузовых операций и перецепки

  1. Необходимо формировать в установленном порядке таможенную декларацию на транспортное средство отдельно на каждое транспортное средство международной перевозки (тягач, прицеп, полуприцеп, контейнер).
  2. В транзитной декларации и CMR-накладной в установленном порядке необходимо отражать сведения о перегрузке, перецепке, последующем перевозчике (при наличии такой информации для транспортных средств международной перевозки с товаром):

в графе 17 CMR-накладной «последующий перевозчик (наименование, адрес, страна)» – реквизиты последующего перевозчика;

в графе 25 CMR-накладной (иной графе CMR-накладной, предназначенной для указания регистрационных номеров транспортного средства), с использованием которого будет продолжена перевозка;

в случае осуществления перегрузки товаров, сведения о такой перегрузке дополнительно подлежат указанию в графе 13 CMR-накладной («указания отправителя»).

Такие сведения подлежат указанию в транзитной декларации, представляемой в республиканских пунктах таможенного оформления, расположенных в местах прибытия на таможенную территорию ЕАЭС в Республике Беларусь.

В случае, если перевозчик транспортного средства международной перевозки, состоящего на регистрационном учете в стране ЕС, не владеет информацией о перецепке на момент въезда транспортного средства на таможенную территорию ЕАЭС в Республике Беларусь, такие сведения подлежат указанию последующим перевозчиком до помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита в месте осуществления перегрузки (перецепки).

В случае следования тягача или порожнего транспортного средства международной перевозки, зарегистрированного в стране ЕС, для загрузки и вывоза товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, рекомендуется перевозчикам иметь на руках заказ-наряд (договор-заявку или иной аналогичный документ), для подтверждения указанной цели ввоза ТСМП.

Особенности применения таможенной процедуры таможенного транзита

В качестве места доставки товаров может быть установлен таможенный орган назначения или зона таможенного контроля в соответствии с транспортными (перевозочными) документами, не указанные в приложении 1 к постановлению № 247, при одновременном соблюдении следующих условий:

под таможенную процедуру таможенного транзита товары помещаются лицами, зарегистрированными в Республике Беларусь, имеющими право в соответствии со статьей 83 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза выступать декларантами таможенной процедуры таможенного транзита (перевозчик, экспедитор, получатель) и (или) такие товары следуют в адрес получателя, зарегистрированного в Республике Беларусь;

в транзитной декларации и CMR-накладной в установленном порядке указаны сведения о планируемой перецепке в зонах ожидания системы электронной очереди или пунктах таможенного оформления, указанных в приложении 1 к постановлению № 247;

таможенные операции совершаются в установленном Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 декабря 2017 г. № 170 порядке;

Порядок продления срока, установленного в выданном требовании

В случае дорожно-транспортного происшествия, поломки транспортного средства, форс-мажорных обстоятельств либо по иным объективным причинам срок, установленный в требовании, выданном в соответствии с постановлением № 247, может быть продлен на срок, необходимый для проследования в специально установленное место для совершения грузовых операций и (или) перецепки (автодорожный пункт пропуска после совершения грузовых операций и (или) перецепки).

Решение о продлении срока, установленного в требовании, принимается по заявлению лица, которому оно было выдано, поданному до истечения установленного в нем срока.

Для продления срока, установленного в требовании, необходимо обратиться с заявлением к начальнику отдела таможенных операций и контроля, либо лицу, его замещающему, находящемуся в месте, где такое требование ранее выдавалось.

Об использовании временно ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС полуприцепов (прицепов, контейнеров) во внутренних перевозках

В соответствии с пунктом 4 Протокола о скоординированной (согласованной) транспортной политики, являющимся приложением 24 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Договор о Союзе, Союз), международные автомобильные перевозки грузов, выполняемые перевозчиками, зарегистрированными на территории одного из государств – членов Союза, осуществляются на безразрешительной основе:

1) между государством – членом Союза, на территории которого перевозчики зарегистрированы, и другим государством – членом Союза;

2) транзитом через территории других государств – членов Союза;

3) между другими государствами – членами Союза.

С учетом вышеизложенного, в соответствии с подпунктом 7 статьи 275 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза временно ввезенные иностранные полуприцепы (прицепы, контейнеры) могут использоваться перевозчиками, зарегистрированными в государствах – членах Союза, во внутренней перевозке.

С учетом того, что передача в рамках перецепки временно ввезенных полуприцепов (прицепов, контейнеров) лицами, осуществившими их ввоз на таможенную территорию Союза, перевозчикам, зарегистрированным в государствах – членах Союза, совершается в целях завершения операций перевозки путем их вывоза с таможенной территории Союза, с учетом абзаца третьего подпункта 2 пункта 4 статьи 275 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза такая передача допускается.

При этом при осуществлении таких перевозок требуется соблюдение законодательства в области транспорта.

Таким образом, с учетом положений постановления № 247 в качестве одной из схем перевозки допускается следующее.

Транспортное средство, зарегистрированное в ЕС, осуществляет перецепку прицепа (полуприцепа, контейнера) с товаром в зоне ожидания системы электронной очереди или пункте таможенного оформления, указанных в приложении 1 к постановлению № 247.

Последующий перевозчик доставляет указанный прицеп (полуприцеп, контейнер) с товаром в место доставки, отличное от указанных в приложении 1 к постановлению № 247.

После этого прицеп (полуприцеп, контейнер) может быть загружен экспортным грузом и вывезен с таможенной территории ЕАЭС, при этом для вывоза с таможенной территории ЕАЭС в Республике Беларусь транспортными средствами, зарегистрированными в ЕС, – путем доставки в зону ожидания системы электронной очереди или пункт таможенного оформления, указанные в приложении 1 к постановлению № 247.

« »

Читайте также