Перевозки пассажиров – по закону
15.01.2019
Представители министерства по налогам и сборам и министерства транспорта и коммуникаций представили пояснения по актуальным вопросам в связи с нововведениями в налогообложении автомобильных перевозок пассажиров.
– Несмотря на то что государством предпринимаются меры по упрощению условий ведения бизнеса, все же находятся плательщики, которые игнорируют даже эти упрощенные требования законодательства, – констатирует заместитель министра по налогам и сборам Владимир Муквич. – Не регистрируют свою деятельность, не получают соответствующих разрешительных документов или регистрируются, но скрывают выручку, не платят налоги и таким образом получают незаконные доходы.
Владимир Муквич выделил три основных блока правонарушений в сфере автомобильных перевозок: незарегистрированная предпринимательская деятельность; сокрытие выручки; нарушение порядка использования кассового оборудования.
Налоговые органы постоянно работают над выявлением лиц, нарушающих эти требования, и привлечением их к ответственности.
– У нас есть собственный алгоритм действий. Мы очень сильно продвинулись в создании аналитических систем, позволяющих определять зоны риска, то есть тех субъектов хозяйствования, в деятельности которых усматриваются признаки нарушения законодательства, – отметил он.
В прошедшем году налоговая служба серьезно пересмотрела свои подходы к осуществлению контрольной деятельности. Сегодня невозможно дойти с контрольными мероприятиями до каждого. И такую задачу никто не ставит. Усилия концентрируются на профилактике и предупреждении правонарушений.
– В пределах нашей компетенции проводим встречи с официальными перевозчиками, – продолжает Владимир Валерьевич. – Зачастую такая работа приносит положительный эффект. В новых условиях пытаемся находить и новые формы взаимодействия с потребителями. По телефону доверия налоговой службы 189 принимаем сообщения о лицах, которые, по мнению потребителей, нарушили их права, например, не выдали чек. А ведь это не только документ об оплате, но и подтверждение страхования жизни пассажира. К сожалению, многие об этом не задумываются.
Владимир Муквич озвучил и прокомментировал некоторые данные о нарушениях в сфере оказания услуг по перевозке пассажиров за 10 месяцев 2018 г. Всего установлено 973 таких факта. Из них 675 случаев касаются физических лиц, которые осуществляли незарегистрированную предпринимательскую деятельность. На 371 человека наложен штраф, составляющий в сумме 58 тыс. руб., и доначислен единый налог в размере более 130 тыс. руб. Наложен также арест на 73 автомобиля, по предварительной оценке, стоимостью 755 тыс. руб.
За осуществление незарегистрированной предпринимательской деятельности предусмотрена и такая мера ответственности, как конфискация предмета административного правонарушения. Однако, по мнению налоговиков, она должна применяться в отношении злостных нарушителей. Для большинства же граждан сам факт ареста автотранспортного средства должен послужить серьезным уроком и возыметь сильное воспитательное и профилактическое действие. А вот лица, которые и после пытаются игнорировать требования законодательства, как правило, попадают под особый контроль налоговой службы.
Поучительный случай из практики. Налоговые органы выявили нарушителя, который ранее работал в компании, осуществлявшей перевозки пассажиров с использованием такси. После увольнения он продолжал еще три года работать на автомобиле с маркировкой такси и использовал таксометр, который когда-то стоял на учете в той организации. Никаких внешних признаков, свидетельствующих, что водитель работает незаконно, не было. Нарушение помог выявить бдительный гражданин, который прислал сообщение в налоговую. Экономический суд г. Минска привлек нарушителя к административной ответственности, наложив штраф в размере 1225 руб. с конфискацией полученных доходов в размере 7324 руб. Кроме того, обязал его уплатить единый налог в размере 11694 руб.
Владимир Муквич подчеркнул, что привлечение к ответственности нерадивых субъектов предпринимательской деятельности не является самоцелью налоговых органов:
– Основная наша задача – чтобы платежи уплачивались в бюджет добровольно. И здесь важна активная и принципиальная позиция каждого потребителя.
Начальник управления автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта и коммуникаций Сергей Дубина также констатировал, что часть субъектов предпринимательской деятельности в сфере автомобильных перевозок всячески пытается уйти из правового поля оказания данных услуг.
Декрет Президента Республики Беларусь № 7 «О развитии предпринимательства» отменил лицензирование внутриреспубликанских автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении, включая перевозки автомобилями-такси. Несмотря на это, в ряде городов выявлены факты оказания услуг по перевозке пассажиров такси без опознавательных знаков, без процедуры уведомления местных исполнительных и распорядительных органов власти о начале осуществления такого вида деятельности, выполнения перевозок в регулярном сообщении под видом нерегулярных.
– Организовывая перевозки в нерегулярном сообщении с определенным временным интервалом, фактически эти лица осуществляют регулярные перевозки. Они даже выдают пассажирам некие чеки о приеме денежных средств. Но в процессе разбирательства выясняется, что это – перевозка в нерегулярном сообщении, – прокомментировал ситуацию представитель Минтранса. – Новые Правила перевозки пассажиров гласят: заказчиком транспортного средства в нерегулярном сообщении может быть только один человек, а не все 15 пассажиров. Поэтому взимание денежных средств с лиц, не являющихся заказчиками перевозки, незаконно, бронирование мест в транспортном средстве не допускается.
Согласно правилам перевозки, пассажиры должны быть в полном объеме проинформированы об услуге, которая им оказывается. Пока же многие интернет-сайты, предлагающие такие услуги, об этом умалчивают. Минтрансом совместно с Министерством антимонопольного регулирования и торговли была проанализирована деятельность ряда интернет-ресурсов на предмет лжеинформирования и предоставления пассажирам недостоверной информации. По результатам их владельцам направлены предписания с требованием либо прекращения деятельности, закрытия, либо размещения полной достоверной информации об оказываемых услугах.
Важный вопрос – возмещение сумм командировочных расходов. Если услуга по перевозке оказывалась в скрытом нерегулярном сообщении, бухгалтерия госпредприятий такие затраты своим работникам не возмещает. Это говорит о том, что пассажиры тоже должны быть бдительными и внимательными, когда выбирают перевозчика.
– Декрет № 7 провозгласил, что субъект хозяйствования, осуществляющий предпринимательскую деятельность, признается добросовестным и всяческие проверки в его отношении без наличия соответствующей информации не допускаются, – продолжил Сергей Дубина. – В связи с этим мы пытаемся уйти от контроля на линии, когда документы проверяются непосредственно в рамках конкретной перевозки. Мы переходим к аналитической работе с информационными ресурсами, соответствующими базами данных, вторичной информацией, которая имеется у контрольных органов, в первую очередь после совершения ДТП с участием этих транспортных средств. В данном случае необходимо учитывать также предпосылки, которые могли привести к совершению нарушения. Проводим мониторинги, анализируем информацию, поступающую в том числе от граждан об оказании услуг конкретным субъектом хозяйствования. Работа в этом направлении Минтрансом будет продолжена.
В 2019 г. Беларусь принимает II Европейские игры. Транспортное ведомство будет участвовать в обслуживании спортивного форума. Основные перевозки пассажиров в Минске и в направлении Заславля будут осуществляться общественным транспортом в регулярном сообщении. Маршрутки тоже будут работать в плановом режиме. Естественно, планируется внесение корректировок в расписание движения транспорта. Однако особого ужесточения контроля за общественным транспортом не потребуется, потому что в основном это государственные предприятия, руководство которых понимает важность организации перевозки пассажиров.
Министерством по антимонопольному регулированию и торговле совместно с Минтрансом и Мингорисполкомом проведена работа и подписан соответствующий меморандум с диспетчерами пассажирских перевозок на предмет того, чтобы они не повышали тарифы на перевозки автомобилями-такси в период проведения континентального спортивного форума. Такой диалог между бизнесом и регулятором ведется постоянно.
Татьяна АЗАРЕВИЧ, «Транспортный вестник»