Под одной крышей
12.11.2018
В условиях глобализации, которая приводит к удлинению торговых путей, важной составляющей интеграции разных видов транспорта в международную сеть для повышения мобильности грузов, сокращения расходов их доставки формируются общественные центры логистики.
В «историческом ракурсе» создание сети ОЦЛ на европейском уровне связано с ассоциацией «Европлатформы», в которую входят порядка 1800 компаний. Вначале объединились национальные логистические ассоциации Франции, Дании, Испании и Италии. Затем к ним присоединились транспортные ассоциации и индивидуальные логистические центры из Германии, Португалии, Люксембурга, Австрии, Греции, Польши и других стран. Цель этой структуры – обеспечить потребность рынка в трансграничных и международных логистических решениях.
В Евросоюзе поддержали выполненный в рамках «Европлатформы» проект FV-2000 по формированию идеологии новых логистических центров и модернизации уже существующих. FV – это аббревиатура термина Freight Village (дословно – «грузовая деревня»). Сами участники проекта подразумевают следующее: «Freight Village – это территория, на которой вся бизнес-активность, связанная с логистическим сервисом и дистрибуцией грузов, как на региональном уровне, так и в целях обслуживания международного транзита, обеспечивается несколькими независимыми логистическими операторами».
Операторы могут являться собственниками или арендаторами зданий, сооружений и объектов логистической инфраструктуры (склады, контейнерные площадки, офисы, паркинги и т.д.). Осуществляется единое управление ОЦЛ, при этом форма собственности управляющей компании не имеет значения.
Для достижения свободной конкуренции обеспечивается равный доступ ко всем объектам проекта ОЦЛ. На территории имеется вся необходимая коммунальная инфраструктура, система дополнительного обслуживания персонала и оборудования пользователей. Обязательным условием является доступ к территории, как минимум, двух видов транспорта.
Результаты исследования, проведенного ассоциацией «Европлатформы», показали, что транспортные операторы, функционирующие внутри ОЦЛ, достигают более высокой производительности по сравнению с коллегами, работающими вне центра. Также выяснилось, что фирмы внутри общественного центра логистики с большей вероятностью используют интермодальные перевозки.
В основу общественных центров логистики закладывается объединение интересов производственных, крупных логистических (в основном, перевозчиков и экспедиторов) и финансовых компаний, связанных с системным освоением обширных территорий, преимущественно расположенных вдоль панъевропейских транспортных коридоров и тяготеющих к индустриальным центрам.
Общественный центр логистики (ОЦЛ) объединяет крупных игроков логистики в одну территориальную единицу, и призван обслуживать, как минимум, два вида транспорта, чаще всего – автомобильный и железнодорожный. Или три, если располагается около аэродрома, морского порта. Поэтому в структуре всегда предусмотрен интермодальный терминал для перевалки грузов с одного транспортного средства на другое. К примеру, выгрузка контейнеров с железнодорожных платформ с последующей доставкой автотранспортом. Важная особенность и в том, что возле ОЦЛ отводится территория для «индустриальной деревни», промышленного парка или свободной экономической зоны, где расположены склады и предприятия, которые пользуются услугами общественного центра логистики.