bannerHeader1
bannerHeader1bannerHeader2
bannerHeader bannerHeader

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

Поддержка делу помогает

01.06.2022

Поддержка делу помогает

Белорусские международные автоперевозчики грузов попали в жернова санкционного давления со стороны Евросоюза, что отразилось на их деятельности. Министерство транспорта и коммуникаций принимает всяческие меры поддержки данного сектора экономики с целью создания возможностей для компенсации потерь от сокращения объемов доставок на европейском направлении.

  • Для малого и среднего бизнеса в Беларуси международные автомобильные перевозки грузов являются одним из наиболее привлекательных видов предпринимательской деятельности. Такие предприятия рассредоточены по всей территории страны, что оказывает положительное влияние на социально-экономическое развитие регионов.
  • Международные доставки грузов в/из стран Евросоюза были основным вектором белорусских перевозчиков и составляли половину общего объема – 8 млн тонн по статистике прошлого года. Кроме того, это самое высокодоходное направление, которое в 2021-м обеспечило более 1,2 млрд долларов США (порядка 73%) экспорта услуг грузового автомобильного транспорта республики.

Санкционные ограничения сказываются на количественных и объемных показателях деятельности белорусского сектора международных автотранспортных услуг. Порядка 40% автопарка простаивает. В этой ситуации государственная поддержка была оперативной и системной. Минтрансом во взаимодействии с профильными ассоциациями «БАМАП» и «БАМЭ» выработаны предложения экономического и административного характера, нацеленные на частичную компенсацию убытков перевозчиков. Одни из них уже нашли практическое воплощение, другие внесены на рассмотрение в правительство.

Ограничения в отношении банковского сектора существенно усложнили проведение белорусскими транспортными операторами расчетов через европейские банки в иностранной валюте с контрагентами за оказанные им услуги. Результатом стал рост дебиторской задолженности и увеличение комиссионных расходов. Постановление правительства и Национального банка от 02.03.2022 № 108/5 позволило принимать на территории иностранных государств наличные от нерезидентов в качестве платы за экспортируемые транспортные услуги в сумме, не превышающей 1000 базовых величин.

Сейчас прорабатывается нормативное закрепление предоставления белорусскими банками и лизинговыми компаниями отсрочки платежей по кредитным и лизинговым договорам, а также процентов по ним, без введения платы за пользование отсрочкой. Кроме того, предлагается не изымать предмет залога, если таковым является транспортное средство, пока не нормализуется ситуация. Правда, имеются определенные нюансы выработки единой согласованной позиции, связанные с тем, что взаимодействие банков и лизинговых компаний, а также лизинговой компании и перевозчика регулируются отдельными договорами. Во втором случае – гражданско-правовыми отношениями.

Минтрансом и Министерством по налогам и сборам согласованы подходы в решении проблемной ситуации по применению ставки налога на добавленную стоимость в размере ноль (0) процентов для перевозчиков, выполняющих международные доставки грузов, которые начинаются и заканчиваются на территории Беларуси без пересечения ее границы в рамках Постановления правительства № 247. Вопрос внесен на рассмотрение межведомственной рабочей группы по противодействию санкционным мерам в отношении Республики Беларусь.

Для обеспечения белорусских перевозчиков работой и сохранения транспортных цепочек важными стали постановления правительства № 247 и 276 о доставке грузов из Евросоюза в специально установленные места на территории республики. Согласно данным Государственного таможенного комитета, в 17 пунктах перегрузки/перецепки могут одновременно разместиться 2164 транспортных средства. С 16 апреля (даты введения ответных санкций) по 24 мая перецепка/перегрузка осуществлена с 24 598 партиями ввозимых и 18 636 вывозимых товаров. При этом по импорту на долю российских перевозчиков приходится 12 547 (51,1%), белорусских – 12 051 (49,9%), по экспорту – 8514 и 10 122 соответственно.

В условиях санкционного давления важным направлением является упрощение доступа на рынки транспортных услуг дружественных государств. Приоритет – взаимодействию с Российской Федерацией. Обсуждается возможность увеличения квоты «дозволов» в/из третьих стран, отмена их категорийности, а также предоставление возможности белорусским перевозчикам выполнять каботаж по территории России.

Многое в выстраивании транспортных взаимоотношений зависит от формирования равных условий осуществления экономической деятельности, на чем прежде всего акцентирует внимание российская сторона. Позиции согласовываются, определен перечень обязательных требований к перевозчикам, транспортным средствам, водителям.

Еще один чувствительный момент – практическая реализация соглашения с Китаем о международном автомобильном сообщении. По итогам майского заседания совместной комиссии белорусской стороне выделено по 500 разрешений на перевозки в/из третьих стран и транзитные/двухсторонние. Национальные перевозчики уже сегодня готовы начать работу. При этом они обращают внимание на существенное расширение потенциала китайского рынка при условии предоставления возможности перегрузки/перецепки в специально установленных местах вблизи границы КНР, то есть по принципу, который сейчас действует в отношении автотранспорта Евросоюза.

Для обеспечения доступа на рынки транспортных услуг дружественных Беларуси государств Минтранс проводит переговоры о получении дополнительного количества разрешений таких стран, как Армения, Азербайджан, Грузия, Кыргызстан, Казахстан, Турция, Узбекистан, Монголия и других. Положительные результаты уже имеются.

В среднесрочной перспективе намечена совместная сбалансированная работа Министерства иностранных дел и Минтранса по формированию алгоритма действий для приостановки либо отмены действия санкций в отношении белорусских грузоперевозчиков. Тем не менее уже принятые и принимаемые меры в определенной степени снижают давление на белорусские автотранспортные предприятия и создают предпосылки для их финансовой устойчивости.

Александр МИХАЙЛОВ, «Транспортный вестник»

« »

Читайте также