Российский рынок грузоперевозок: итоги года
11.03.2021
Российский сектор международных автомобильных перевозок грузов выстоял, несмотря на трудности и ограничения, связанные с пандемией коронавируса. Таков вывод АСМАП России по итогам подведения предварительных результатов прошлого года.
Полной остановки перевозок, чего опасались многие эксперты в начале прошлого года, не произошло, однако показатели работы пока так и не достигли докризисных значений. В 2020-м объемы доставленных в международном сообщении грузов сократились на 7,2% по сравнению с 2019-м – до 33,3 млн тонны в целом. По импорту снижение на 10,7%, по экспорту – на 3,7%. Перевозки экспорта превысили объемы импорта и составили 52,7%.
Российскими предприятиями транспортировано 15,4 млн тонны грузов, что на 5,3% меньше, чем годом ранее. При этом импорт в минусе 9,2%, экспорт – полтора процента. Доля национальных компаний на рынке увеличилась до 46,1%.
У иностранных паритетных перевозчиков объемы сократились на 8,5%, в том числе по импорту – на 12,4%, по экспорту – на 5,6%. Их удельный вес на рынке составил 43,3%.
Доля предприятий третьих стран снилась до 10,6%. Они перевезли в 2020-м на 9,6% грузов меньше, чем в 2019-м, при этом доставки импорта сократились на 11,1%, экспорта – на 4,8%.
Более 70% общего объема доставок российскими транспортными компаниями приходится на десять стран. По семи из них – Финляндия, Польша, Германия, Литва, Китай, Латвия, Эстония – наблюдается сокращение, по трем – Украина (на данном направлении доля российского транспорта чуть больше 5%), Армения (21%) и Грузия (15%), напротив, увеличение на 3,9, 3,1 и 3,2 процентных пункта соответственно.
Традиционно наибольшие объемы выполняются в сообщении с Финляндией. В прошлом году перевозчиками РФ доставлено 3,87 млн тонны грузов. И если в целом на этом направлении снижение минус 3,4%, то объемы экспорта увеличились на 5,3%.
При незначительном (на 0,3%) уменьшении перевозок российским транспортом с основным торговым партнером в Евросоюзе – Германией, экспорт здесь вырос на 4%. Такая же ситуация наблюдается с Нидерландами.
Доля перевозчиков РФ на китайском направлении в 2020 году превысила 85%, однако сокращение объемов перевозок российским транспортом составило 38%. Это объясняется усилением в КНР мер по предотвращению распространения коронавирусной инфекции, введением ограничений количества пропускаемых через границу транспортных средств, сокращением номенклатуры разрешенных к ввозу товаров.
Объемы перевозок в двустороннем сообщении с Польшей снизились на 7%. Основная причина – недостаточное количество польских разрешений, которые используются прежде всего для транзитного проезда в Германию и другие страны Западной Европы.
Приоритетным направлением по-прежнему является Италия. Объемы российского транспорта в двусторонних перевозках сократились на 7,4% в связи действовавшими, особенно в первые месяцы пандемии, жесткими ограничениями на перевозки, в том числе на транзитный проезд через Словению и Венгрию.
Принимаемые в настоящее время решения по ограничению деятельности международных автоперевозчиков в связи с COVID-19 носят единичный характер, отмечают в АСМАП России. Это вселяет надежду, что новые препятствия на пути автотранспорта создаваться не будут, а по мере снижения уровня заболеваемости и, соответственно, снятия имеющихся ограничений, восстановление нормальной работы отрасли продолжится более высокими темпами.
Журнал «Транспорт & Транзит»