Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

Скорости не дали усредниться

09.10.2025

Скорости не дали усредниться

Госдума РФ отклонила закон о наказании водителей за превышение средней скорости. В Беларуси это работает с 2022 года

Комитет Госдумы России по транспорту не поддержал законопроект, которым предлагалось вернуть практику наказания водителей за превышение между камерами средней скорости. Длительное время в регионах России водителей штрафовали за так называемое ее превышение. Речь шла о комплексах фотовидеофиксации, которые установлены на определенном расстоянии друг от друга.

Для чего они?

Если известно расстояние между камерой № 1 и камерой № 2, а также время прохождения автомобилем этого участка, то по простейшей формуле вычислялась средняя скорость автомобиля на этом отрезке. Если она была выше допустимого значения, водителю приходило «письмо счастья».

В отличие от обычных камер, при контроле средней скорости водители не могли хитрить, притормаживая перед каждой камерой, а затем вновь разгоняться и двигаться с превышением (правда, это превратилось в распространенную водительскую уловку). При этом камеры фиксировали и мгновенную скорость во время проезда под ними, и среднюю на участке между камерами.

Суд против…

Практика наказания водителей за превышение средней скорости между камерами, как пишет портал avtospravochnaya.ru, существовала в РФ до 2021 года, когда ГИБДД перестала штрафовать за это после вердикта Верховного суда РФ. После длительной тяжбы с гражданином, оспорившим штраф за превышение средней скорости, в высшей судебной инстанции решили, что место совершения нарушения должно быть определено конкретно – указывать в постановлении неопределенный участок дороги нельзя. Кроме того, возникал правовой пробел, когда на длинных участках первая и вторая камеры находилась в зоне юрисдикции разных судов, что делало невозможным обжалование материалов с таких камер.

…МВД тоже

В 2023 году Минтранс России подготовил проект поправок о внесении понятия «средняя скорость» в ПДД, но документ до сих пор так и не подписан. В свою очередь МВД выступает против возвращения штрафов за среднюю скорость, полагая, что поправки в ПДД будут способствовать возникновению спорных ситуаций на дороге и вводят избыточные административные ограничения для водителей.

  • По данным московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ), на участках дорог, оборудованных такими комплексами, наблюдалось снижение аварийности до 50%, в то время как на других участках, в том числе оснащенных камерами на «мгновенную» скорость, этот показатель не превышал 25%.

Экспериментом по средней скорости

В начале марта 2025 года депутаты Вологодской области предложили ввести в своем регионе отдельный федеральный закон о проведении эксперимента по измерению средней скорости движения на трассах. Как сообщает газета «КоммерсантЪ», для ее расчета региональные депутаты придумали формулу, когда длина участка дороги (с установленным скоростным ограничением) должна делиться на время, затраченное на его преодоление. За превышение средней скорости было предложено штрафовать водителей по традиционной «скоростной» ст. 12.9 КоАП РФ в зависимости от величины превышения.

15 июля заксобрание Вологодской области внесло в Госдуму второй законопроект, предусматривающий поправки в ст. 12.9 в КоАП (превышение скорости): «Под нарушением скорости, установленным настоящей статьей, понимается среди прочего нарушение средней скорости движения транспортного средства в случае, если административное правонарушение зафиксировано работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи на территории эксперимента в соответствии с федеральным законом о проведении эксперимента». По сути речь идет о том, что в случае принятия данного законопроекта штрафы за превышение средней скорости были бы точно такие же, как и за обычное превышение скорости.

Между тем в профильном комитете Госдумы по транспорту сочли, что вологодский законопроект не будет стимулировать водителей соблюдать ПДД и скоростной режим, поскольку те между камерами смогут останавливаться на заправках или парковках и так выдерживать положенную среднюю скорость на трассе. К тому же, у парламентариев возникли вопросы к правоприменителю – ГИБДД: как он будет отличать «обычное» превышение скорости водителей от «среднего», не исключая дублирования штрафов за одно и то же нарушение на одном и том же участке. Как заявил в интервью «Коммерсанту» эксперт по системам фиксации нарушений Григорий Шухман, с правовой точки зрения автомобилист, которого обвиняют в превышении средней скорости между двумя камерами, защищен меньше, чем водитель, скорость которого измерили одним комплексом. В последнем случае теоретически можно провести альтернативную проверку, сравнив по двум интервальным кадрам смещение автомобиля, собственнику которого прислали штраф, со смещением за это время других машин, попавших в поле зрения той же камеры. При измерении средней скорости провести такую операцию невозможно, поскольку машины будут проезжать мимо камер в разное время, отмечает эксперт. Этот тезис подтверждают в комитете по транспорту: определение средней скорости напрямую зависит от точности измерения времени комплексами, важным является возможность их синхронизации, а в случае же рассогласования должна быть предусмотрена остановка фиксации правонарушений.

Беларусь: «письма счастья» идут без остановки

В феврале 2022 года МВД Беларуси объявило, что камеры видеофиксации на дорогах начали фиксировать среднюю скорость движения, а нарушителям стали приходить «письма счастья». Запуску системы предшествовало внесение дополнений в ПДД и КоАП – понятие средней скорости появилось в Беларуси с 1 марта 2021 года. Впервые датчики системы контроля средней скорости заработали на трассе М-1 Брест – Минск – граница РФ на территории Дзержинского района, где две камеры установили на расстоянии 6 км друг от друга (с 307 по 314-й км, район санатория Westa и поселка Энергетиков). На начало этого года на всю страну, по данным официального сайта СЗАО «Безопасные дороги», насчитывалось более 15 участков, где ведется мониторинг средней скорости.

  • В Примечании № 1 к ст. 18.12 «Превышение скорости движения» сказано, что превышение скорости движения транспортного средства может устанавливаться на основе средней скорости движения транспортного средства на определенном участке. Средняя скорость определяется делением пройденного транспортным средством расстояния на время, затраченное этим транспортным средством на преодоление данного участка.

По замыслу МВД, такой вид контроля заставляет водителей соблюдать разрешенный скоростной режим в течение длительного времени, а не только рядом с камерой. Контроль средней скорости работает более эффективно – камеры контролируют целые участки. Впрочем, не обходится, как и в других странах, где используется подобная методика, без важного нюанса: превысивший среднюю скорость на участке ее контроля может остаться безнаказанным – он может «притопить», где-то постоять на обочине, съехать на АЗС, тем самым уровняв среднюю скорость до допустимого предела. Ведь автомобиль контролируется только в начале и конце участка, обозначенного знаками.

Первая камера в начале считывает и фиксирует госномер и марку проезжающего транспортного средства, а также время проезда участка дороги, а в конце это же фиксируется второй камерой. В автоматическом режиме сведения передаются в центр фиксации правонарушений МВД, где средняя скорость определяется простым математическим действием: делением пройденного транспортным средством расстояния на время, затраченное на преодоление данного отрезка.

ГАИ отмечала, что выбор участков контроля связан с наличием очагов концентрации ДТП из-за превышения скоростных режимов, а длина контролируемых участков составляет от 1 км 454 метров до 9 км.

  • Согласно ст. 18.12 КоАП «Превышение скорости движения». Штрафы при превышении скорости от 10 до 20 км/ч – до одной базовой величины; от 20 до 30 км/ч – от одной до трех базовых; от 30 до 40 км/ч – от трех до 10 базовых; на 40 км/ч и более – от восьми до 12 базовых. За повторность по камерам не наказывают.

Матвей ПРОХОРОВ, «Транспортная безопасность»

« »

Читайте также