bannerHeader1
bannerHeader1bannerHeader2
bannerHeader bannerHeader

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

Солнце в зените и асфальт – под колесом

01.06.2022

Солнце в зените и асфальт – под колесом

О проводимой работе по контролю проезда тяжеловесных транспортных средств в период действия летних ограничений рассказывает заместитель начальника управления автомобильного и весогабаритного контроля филиала Транспортной инспекции по Гродненской области Александр Виницкий.

  • При дневной температуре воздуха выше 25°С запрещено движение большегрузного транспорта по республиканским автомобильным дорогам (их участкам) с 11.00 до 20.00 включительно, если нагрузка на одиночную ось превышает 6 тонн. Это регламентировано постановлением Минтранса Беларуси от 25.02.2022 № 3. Сезонные ограничения не распространяются на транспортные средства, осуществляющие перевозки пассажиров, живых животных, цветов, гуманитарной помощи, лекарственных средств, почты, зерна, комбикормов, семенного фонда, удобрений, опасных грузов, а также грузов, доставляемых в рефрижераторах, для сохранности которых требуется соблюдение специального температурного и санитарно-гигиенического режимов. Под временные ограничения также не подпадают транспортные средства, осуществляющие деятельность по содержанию, ремонту и развитию автодорог, ликвидации чрезвычайных ситуаций и прочие.

– Александр Валерьевич, какие в этом году появились изменения в сезонных ограничениях нагрузок на оси грузового автотранспорта?

– Летние, как правило, вводятся на одних и тех же условиях, однако в текущем году они распространяются и на платные участки республиканских автодорог. В связи с этим расширилась контролируемая сеть. Добавились участки на М-6 Минск – Гродно – Республика Польша (Брузги), М-7 Минск – Ошмяны – граница Литовской Республики (Каменный Лог), Р-99 Барановичи – Волковыск – Пограничный – Гродно.

– С чего начинаются контрольные мероприятия?

– Наша основная задача – упредить совершение нарушения и сохранить дорожное покрытие от разрушения при высокой температуре воздуха. Внимательно изучаем прогнозы погоды по тем же источникам, которыми могут воспользоваться и водители. Например, на сайтах Белгидромета или РУП «Белдорцентр». Если намечается выше 25С, то сразу корректируем графики работ. Выезд передвижного весогабаритного поста планируется таким образом, чтобы по максимуму охватить территории, где температура превысит допустимые значения. Таким образом, передвижной комплекс сегодня может быть в Гродненском районе, а завтра оказаться на Сморгонщине.

– Сколько ваших работников задействовано в эти дни?

– В управлении автомобильного и весогабаритного контроля филиала Транспортной инспекции по Гродненской области в данный момент – 29 человек. На территории области действует один передвижной пост весогабаритного контроля. Его основной экипаж – специалисты с 20-летним стажем Иосиф Лука и Юрий Хмылов. Периодически вместе с ними контроль осуществляют молодые сотрудники.

С введением летних ограничений нагрузок на оси часть работников, занимающихся контролем пассажирских и международных перевозок, подключается к рейдовым мероприятиям по весогабариту. В этом случае определяется двухсменный режим.

– Что помогает определить в потоке транспортных средств машину с превышением допустимых нагрузок?

– Опытный специалист уже издалека обращает внимание, как машина идет под горку, просевшие ли у нее колеса, а также на ряд других особенностей. Срабатывает и интуиция.

При значениях температуры воздуха, превышающих допустимые, трафик большегрузов уменьшается в разы. Если на автодороге находится передвижной пост, то практически каждый автомобиль будет остановлен и проверен. Большинство наших грузоперевозчиков соблюдают установленные требования и выезжают только в строго регламентируемый период. Для этого местные предприятия, например, лесхозы или строительные организации, меняют режим работы своих водителей.

Под ограничения не подпадают доставки грузов в специализированных грузовых транспортных средствах с изотермическим кузовом, для сохранности которых требуется специальный температурный режим. Пользуясь этим, некоторые пытаются схитрить. Как-то сотрудники филиала остановили рефрижератор, в котором перевозились доски. Водитель пытался доказать, мол, грузополучатель требует доставку пиломатериалов с соблюдением… температурного режима. Однако в грузосопроводительных документах данный факт не был обозначен. Позже и грузоотправитель подтвердил отсутствие данного требования. Словом, объяснения водителя были ложными и необоснованными, зафиксировано нарушение.

– Сколько дней в прошлом году температура была выше 25оС и какое количество нарушений выявлено?

– 37 дней и 52 нарушения. Многие ссылались на то, что датчик температуры в машине показывал 24С. В этом случае водители, конечно же, не правы: мы не знаем, откалиброваны ли у них данные устройства. В итоге выписывался штраф. Доходило даже до судебных разбирательств.

Ориентиром должны быть только официальные источники информации. По ним и следует выстраивать маршрут и период движения. Да, это потеря времени. В противном случае – средств: административная ответственность по статье 18.37 КоАП Республики Беларусь предусматривает штраф от 5 до 50 базовых величин. Кроме того, назначается плата за проезд с нарушением установленного порядка с целью компенсации нанесенного ущерба, причем верхний предел суммы не установлен. Учитывается, сколько автомобиль проехал километров, на какой процент превысил допустимую нагрузку на ось, другие параметры.

Чтобы избежать ответственности за нарушение, чаще всего водители ссылаются на незнание о летних ограничениях нагрузок на ось, поскольку их никто не предупреждал. Однако это не освобождает от ответственности. Встречаются ситуации, когда к нарушению действительно принуждают должностные лица организации-перевозчика. Выяснялось даже, что водителя под угрозой увольнения заставляли выезжать в рейс в нарушение действующих требований. При выявлении таких фактов по результатам рассмотрения материала – спрос и с ответственных за допуск транспортного средства к перевозке.

Кстати, были прецеденты со стороны предприятий возложить ответственность погашения начисленной платы полностью на водителя. Когда в результате судебного разбирательства выяснялась и вина должностного лица, принималось решение о солидарной ответственности вместе с руководителем.

– Каким участкам автодорог уделяется повышенное внимание?

– Чаще контролируем трассы с интенсивным движением грузовых транспортных средств. А также дороги вблизи предприятий, с территории которых могут выезжать машины в нарушение сезонных ограничений. Когда, к примеру, выстояв очередь на погрузку, водители торопятся доставить груз. Держим на контроле и доставку песчано-гравийных смесей с карьеров, знаем, где ведется лесозаготовка.

На предприятиях должны проводиться инструктажи, отслеживание температурного режима диспетчерами, логистами, иными службами. Неприемлема позиция грузоперевозчика: ты поезжай, а мы потом разберемся.

Светлана СМОЛЕЙ, «Транспортный вестник»

« »

Читайте также