bannerHeader1
bannerHeader1
bannerHeader

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

Удержаться на плаву

16.12.2020

Удержаться на плаву

Согласно официальным данным, в 2020 году грузопоток во всех латвийских портах ощутимо сократился. В целом за 10 месяцев перевалено 37,298 млн тонн грузов, или на 29,5% меньше аналогичного периода 2019-го. Лиепая – в минусе на 10,5%, Рижский – на 27,5%, Вентспилсский – на 40,8%.

В латвийских портах по итогам 10 месяцев больше всего перевалено сыпучих грузов – 17,57 млн тонн (-41%), в том числе угля – 3,223 млн тонн (-78,5%), зерна и продуктов – 4,686 млн тонн (+7,1%), щепы – 1,673 млн тонн (+4,8%), химической продукции – 1,6 млн тонн (-20,1%).

Общий показатель по наливным грузам – 9,734 млн тонн (-20,6%). Основную их часть составили нефтепродукты – 9,192 млн тонн (-20,4%). Генеральных грузов перевалено 9,994 млн тонн (-8%), в том числе контейнерных – 3,887 млн тонн (-5,3%), лесоматериалов – 3,125 млн тонн (-11,7%), ro-ro – 2,59 млн тонн (-9,7%).

По информации управления Лиепайской специальной экономической зоны, местный порт обработал 5,304 млн тонн грузов, из них сыпучих – 3,8 млн тонн (-15,1%), генеральных – 977,5 тысячи тонн (-0,4%), наливных – 516,8 тысячи тонн (+11,8%). В общем обороте 41,2% составили зерно и зернопродукты (сыпучие грузы). За 10 месяцев их перевалено 2,184 млн тонн (-2,1%).

Грузооборот Вентспилсского порта – 10,722 млн тонн: на наливные приходится 6,9 млн тонн (-21,1%), сыпучие – 1,7 млн тонн (-76,8%), генеральные – 2,1 млн тонн (+1,7%).

Работу Рижского свободного порта – ведущего по перевалке в латвийской гавани – рассмотрим более подробно. За 10 месяцев здесь не добрали более четверти (-27,5%) прошлогодних объемов при общем показателе 19,816 млн тонн. Сыпучие грузы составили 11,39 млн тонн (-34,6%), генеральные – 6,12 млн тонн (-10,5%), наливные – 2,3 млн тонн (-24,3%).

Пятую часть удельного веса в структуре занимает контейнерная обработка. За январь – октябрь перевалено 3,83 млн тонн (-5,8%) грузов в контейнерах, а самих контейнеров – 375 676 TEU (-3,5%). Показатель по углю – вторая по величине группа (12,8%, хотя годом ранее было 31,8%) – составил 2,54 млн тонн (-70,7%). Нефтепродуктов (11,3% в общем объеме) перевалено 2,23 млн тонн (-25,7%), лесоматериалов – 1,8 млн тонн (-11,2%), минеральных удобрений – 1,24 млн тонн (-16,7%).

При этом отмечается и положительная динамика. Перевалка зерна и продуктов из него прибавила 25,9% по сравнению с 10 месяцами прошлого года – до 2,133 млн тонн в целом, древесных гранул – 7% (1,7 млн тонн). Демонстрирует рост обработка импортных грузов, местной древесной щепы (958 тыс. тонн, +7,8%), руды (507,7 тыс. тонн, +5,8%), торфа (186,9 тыс. тонн, +29,5%), металлов и лома (288,6 тыс. тонн, +9,6%).

Ситуация с грузами в последние годы меняется. Объем переваливаемых фоссильных энергоресурсов (угля и нефтепродуктов) снизился. В то же время отмечается относительная стабильность в сегментах сельскохозяйственной направленности. Увеличивается поток грузов латвийского происхождения, в том числе и контейнерных.

Еще несколько лет назад в Рижском свободном порту приоритетом была выбрана многофункциональность, поскольку соразмерное развитие различных грузовых сегментов снижает риски, которые могут быть вызваны изменениями геополитических или рыночных условий, сменой стратегии действия грузовладельцев. Во многом благодаря такому подходу порт держится на плаву в конкурентном море и смог выстоять в условиях ухода российского транзита нефтепродуктов, угля, минеральных удобрений.

Дирекция Рижского свободного порта в настоящее время активно работает над несколькими умными проектами: развивается сотрудничество с транспортными и логистическими компаниями, внедрены различные решения информационных систем для учета и управления потоками судов, грузов и пассажиров, работает сеть мобильной связи 5G, автоматизирован документооборот между различными структурными подразделениями порта и госучреждениями.

– Сегодня конкурентоспособность порта оценивается не только по качеству портовой инфраструктуры, оказываемых услуг и техническому обеспечению. Учитываются и совершенно новые критерии, такие как доступность цифровых решений, климатическая нейтральность, экологическая безопасность, – подчеркивает председатель правления Рижского свободного порта Виестурс Зепс. – Наш порт – это уникальная платформа и площадка для тестирования умных технологических решений, что является конкретным шагом на пути к заявленному стремлению стать лидером среди балтийских портов по внедрению цифровых технологий.

В сотрудничестве с немецкими технологическими компаниями T-Systems International GmbH и Detecon International GmbH в Рижском свободном порту сейчас проходят испытания нового инновационного IT-инструмента, предназначенного для уменьшения выбросов CO2 и снижения шумового загрязнения от грузового автомобильного транспорта.

– Каждый участник цепочки поставок должен подумать об оптимизации своей деятельности с помощью более экономичной и экологически чистой модели потребления энергии, – поясняет директор по транспорту и внешним связям компании Detecon International GmbH Андрей Сорокин. – В частности, порты и перевозчики играют ключевую роль в сокращении общего энергопотребления и вредных выбросов по всей цепочке поставок.

Система управления мобильностью с низким уровнем выбросов углерода (Low Carbon Mobility Management – LCMM) позволяет отслеживать, контролировать и предотвращать загрязнение воздуха от автомобильного транспорта, снижать выбросы CO2 и шумовое загрязнение окружающей среды, а также повышать безопасность дорожного движения.

– Новое решение, которое сейчас тестируем в сотрудничестве с портом, внесет определенный вклад в улучшение качества окружающей среды, в частности, в Риге, а также поможет оптимизировать расходы компаний, участвующих в логистической цепочке, – отметил Андрей Сорокин.

IТ-отдел Рижского свободного порта уже провел первый анализ полученных данных, который позволил определить, где на территории грузовому автомобильному транспорту приходится ожидать дольше всего. После более длительного периода тестирования и детального анализа можно будет определить проблемные места и причины недостатков, а также начать работу по их устранению.

Одновременно новое решение тестируется также в портах Бременхафена и Гамбурга.

  • Перевалка грузов в портах восточного побережья Балтийского моря снизилась в среднем на 9% по сравнению с 2019 годом. Объем в основном растет за счет насыпных грузов, особенно сельхозпродукции, а также удобрений. Грузооборот зерна увеличился на 20%, удобрений – на 7%. Спад ощущается в сегменте наливных и генеральных грузов – примерно на 15 и 6% соответственно.

Журнал «Транспорт & Транзит»

« »

Читайте также