Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

Угнали в воздухе

10.10.2025

Угнали в воздухе

Как 55 лет назад из СССР впервые удалось угнать пассажирский самолет.

В наши дни поездки за границу и даже переезд туда на ПМЖ не являются чем-то из ряда вон выходящим. Но совсем иначе было в СССР, выезд откуда была чрезвычайно затруднен. До ратификации в 1973 году Международного пакта о гражданских и политических правах советские власти вообще не признавали права на свободную эмиграцию, а выдача разрешений на заграничные поездки целиком зависела от воли чиновников. Граждане, желавшие покинуть соцлагерь, изобретали для этого самые разные способы, в том числе незаконные.

Начиная с 1950-х годов, когда активно стала развиваться гражданская авиация и пассажирские перевозки приобрели массовый характер, появился такой способ бегства на Запад, как угон самолета. Правда, большинство из них оказывалось неудачными, однако некоторым беглецам удавалось осуществить свой план.

Со временем угоны участились настолько, что в народе даже сложили про это анекдот. Летит самолет Москва – Тбилиси. В кабину пилотов заходит мужик с пистолетом: «Летим в Тбилиси, я сказал». Пилоты смотрят на него с удивлением: «Но мы же и так летим в Тбилиси!» – «Э-э-э, слушай, знаю я вас: пятый раз лечу в Тбилиси, а приземляюсь то в Хельсинки, то в Тель-Авиве».

До 1991 года включительно в СССР произошло более 100 угонов, в том числе 24 удачных. А самый первый из них случился 15 октября 1970 года.

Фальшивый генерал

Был четверг. Пассажирский Ан-24 выполнял рейс № 244 по маршруту Батуми – Сухуми – Краснодар. На борту его находились 46 пассажиров и пять членов экипажа из Сухумского авиаотряда.

Через пять минут после взлета мужчина в военной форме вызвал стюардессу и потребовал передать командиру записку. Текст гласил: «Приказ № 9. Приказываю лететь по указанному маршруту. 2. Прекратить радиосвязь. 3. За невыполнение приказа – смерть. Генерал Крылов». Вот только никаким генералом автор записки не был, да и вообще не имел никакого отношения к армии.

45-летний Пранас Бразинскас, уроженец Литвы, работал в сфере торговли. Будучи завмагом, он был дважды судим – за злоупотребление служебным положением и расхищение имущества, но от дел не отошел. Уехав после освобождения в Среднюю Азию, начал перепродавать дефицитные товары, доставляя их посылками из Литвы и имея с каждой навар в 400–500 рублей. Но в те времена, даже имея деньги, особо развернуться было нельзя, и предприимчивый литовец решил бежать из страны. Взяв неизвестно где приобретенное оружие и накопленную валюту – более 6 тыс. долларов, он вместе с 15-летним сыном Альгирдасом вылетел в Батуми, где 15 октября сел на рейс № 244.

Кровавая баня

После передачи записки события приняли драматический оборот. Прочитав ее, стюардесса Надежда Курченко побежала в кабину пилотов и закричала: «Нападение!». С криками «Никому не вставать, иначе взорвем самолет!» Бразинскасы ринулись следом. Девушка попыталась преградить им путь – «Туда нельзя!», после чего Пранас дважды в нее выстрелил.

Вбежав в кабину, Бразинскасы продолжили стрелять. Всего они сделали 24 выстрела, ранив командира, штурмана и бортмеханика. Второму пилоту повезло – пуля застряла в спинке сиденья. Был также ранен один из пассажиров. После захвата кабины Пранас потребовал лететь в Турцию и остался с пилотами, а Альгирдас вернулся в салон, чтобы наблюдать за остальными.

Вскоре угнанный Ан-24 совершил посадку в аэропорту турецкого города Трабзона. Сразу после приземления Бразинскасы сдались полиции. «Вот она, свобода!» – таковы были первые слова Пранаса, когда он ступил на трап.

На следующий день 43 пассажира и тело убитой стюардессы вывезли в СССР, раненые остались в больнице. Через несколько дней угнанный Ан-24 был также возвращен в Советский Союз, где его сразу отправили в ремонт. После него на фюзеляж лайнера был нанесен портрет Надежды Курченко.

Герой или «непрофессионал»?

Бортпроводница была посмертно награждена орденом Красного Знамени и с почестями похоронена в Сухуми (в 1989 году могилу Надежды перенесли в родные края, в Удмуртию). Имя Курченко было присвоено одному из пиков Гиссарского хребта в западной части Памиро-Алтайской горной системы, а также танкеру российского флота и астероиду № 2349. Ее именем также названы улицы и школы во многих городах. В 1973 году на киностудии им. А. Довженко по мотивам октябрьских событий был снят фильм «Абитуриентка».

Впрочем, бытует мнение, что Курченко вела себя непрофессионально и своими действиями спровоцировала стрельбу в самолете. Ведь бортпроводник ни при каких обстоятельствах не должен делать резких движений, а тем более кричать – это может не только взбудоражить злоумышленников, но и вызвать панику среди пассажиров, что лишь усугубит ситуацию. К тому же на случай захвата самолета существуют специальные правила общения между членами экипажа. «А если бы захватчики убили пилотов? А если бы попали в иллюминатор и разгерметизировали салон?» – задаются сегодня вопросами участники профильных интернет-форумов.

Кривая судьбы

После угона советские власти потребовали от Турции экстрадировать Бразинскасов в СССР, но турки отказалась, передав дело в местный суд. Пранас объявил себя участником литовского сопротивления и заявил, что на родине ему грозит смертная казнь. В итоге оба были приговорены к тюремному заключению: отец – к восьми годам, сын – к двум.

Отсидев в турецкой тюрьме четыре года, Бразинскасы вышли в 1974-м по амнистии в честь 50-летия образования Турецкой Республики. Через два года после неудачной попытки получить статус политбеженцев в посольстве США они отправились в Венесуэлу. Там Бразинскасы сели на самолет до Канады и во время транзитной остановки в Нью-Йорке покинули его, нелегально оставшись на американской территории, где их вскоре задержала миграционная служба. После ходатайств, поданных литовской диаспорой, они получили право проживать в США.

Сменив имена и фамилию (отец стал Фрэнком, сын – Альбертом Виктором Уайтом), Бразинскасы поселились в калифорнийском городке Санта-Моника и начали работать малярами. В США написали книгу, где объяснили свой угон борьбой за освобождение Литвы от советской оккупации. В книге Пранас-Фрэнк заявил, что попал в стюардессу случайно. В 2002 году 46-летний Альберт во время ссоры убил своего отца гантелей по голове, за что был приговорен к 16 годам тюрьмы.

Неожиданное продолжение

В СССР чрезвычайные происшествия, как правило, замалчивались, но не историю Бразинскасов. Ее активно использовали для антизападной пропаганды. Вот только советские граждане к тому времени научились считывать пропагандистские месседжи с точностью до наоборот.

27 октября 1970 года, спустя две недели после инцидента с Ан-24, двое студентов из Крыма – двоюродные братья Николай Гилев и Виталий Поздеев, вдохновившись историей Бразинскасов, захватили в Керчи самолет Let L-200 Morava и тоже угнали его в Турцию, где получили политубежище. После этого в советской прессе был введен запрет на освещение угонов, чтобы не допустить очередного рецидива. Что, впрочем, не помогло: угоны продолжались и дальше: последний из них произошел 13 ноября 1991 года, когда до развала СССР оставалось чуть более месяца.

Леонард КАПЛЕНКО, «Транспортная безопасность»

« »

Читайте также