bannerHeader1bannerHeader2
bannerHeader1bannerHeader2
bannerHeader bannerHeader bannerHeader

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

Восстановления ждем в 2022-м

06.12.2021

Восстановления ждем в 2022-м

Аналитики назвали сроки восстановления рынка грузоперевозок морским, автомобильным и железнодорожным транспортом в России. Прогнозируется, что это произойдет в 2022-м. А вот пассажирские авиаперевозки вернутся к допандемийным показателям лишь в 2024 году.

Российские транспортные компании, занимающиеся грузовыми доставками, которые в отличие от большинства пассажирских перевозчиков пострадали не так сильно в период пандемии коронавируса, продолжат наращивать прибыль в 2022–2023 годах. Об этом говорится в аналитическом обзоре агентства «Национальные кредитные рейтинги» (НКР).

Драйвером роста как для грузовых, так и для стивидорных компаний стал несырьевой рынок – продовольствие, другие товары повседневного спроса, электроника, фармпрепараты и медицинские изделия. Их доходы растут в том числе благодаря увеличению тарифов: на железнодорожном и автомобильном транспорте в 2022 году они вырастут в пределах 10% из-за роста спроса и операционных расходов по большинству видов транспорта.

После падения в пандемийном 2020 году в первой половине этого года грузооборот железнодорожного транспорта составил 1304 млрд т-км и практически достиг уровня аналогичного периода 2019 года, автотранспорта – 75 млрд т-км (+4%), водного (морского и речного) – 44 млрд т-км (+2%), авиации – 4 млрд т-км (+ 21%), следует из данных Минтранса.

«Грузовые перевозки стали главными получателями доходов в 2020 году, а большинство пассажирских перевозок оказались убыточными. Такая ситуация сохранится по итогам 2021-го и еще как минимум два года», – говорится в отчете НКР.

Операционная прибыль авиакомпаний от грузовых перевозок в 2020 году выросла на 982%, в первом полугодии 2021 года – на 1039%, морских перевозок – на 142 и 81% соответственно. При этом прибыль от перевозки грузов по железной дороге в прошлом году упала на 101%, в первом полугодии 2021 года – на 91%. Аналитики НКР объясняют это снижением отгрузки угля, металлов, цемента и нефтепродуктов.

Активное развитие электронной коммерции и значительный рост продаж товаров повседневного спроса сказались положительно на автомобильных грузоперевозках, говорится в обзоре. Но конкретных данных по этому сегменту НКР не указывает, приводятся только данные группы Global Truck, крупнейшего автомобильного FTL-перевозчика (доставка грузов с полной загрузкой автомобиля) на Урале и в Сибири, – ее операционная прибыль увеличилась по итогам первой половины 2021 года на 60%.

По мнению экспертов НКР, в последние годы менялась картина рентабельности грузоперевозок: если ранее показатели были выше для железнодорожных перевозок (16%), то в 2020 году на первое место по рентабельности вышли воздушный (25%) и морской транспорт (11%). А рентабельность продаж железнодорожных грузоперевозок стала отрицательной (-1%).

Эта тенденция сохраняется в 2021 году и может даже усилиться в следующем, считают аналитики. Новый тренд они связывают с ростом мировых тарифов на перевозки, который был вызван в том числе дефицитом грузовых самолетов и сухогрузов, и с логистическими сбоями из-за сокращения закупок Китаем и введенных Пекином новых правил перевозки в связи с коронавирусными ограничениями.

За последние два года значительно выросли ставки на контейнерные и морские перевозки. Мировой контейнерный индекс WCI и индекс морских перевозок сухогрузов BDI подскочили в два раза в 2020 году и продолжают повышаться – на 150 и 175% соответственно с начала 2021 года. Из-за этого импортные товары повседневного спроса продолжат дорожать и в 2022 году, говорится в отчете.

Повышение тарифов и логистические сбои улучшат финансовые показатели компаний, реализующих мультимодальные перевозки. Выше всего потенциал роста прибыльности и маржинальности у таких компаний, как «Трансконтейнер» и Fesco, считают аналитики НКР.

Из-за увеличения транзитных контейнерных перевозок растет погрузочно-разгрузочная деятельность в портах. Аналитики НКР указывают, что стивидорные компании, несмотря на снижение доходов грузоперевозчиков в период пандемии, оказались в наибольшем плюсе из всех транспортных компаний.

В группе Global Ports (один из крупнейших операторов портовых терминалов) считают, что в большем плюсе все-таки не операторы портов, а судоходные компании. Во время пандемии в несколько раз выросли мировые ставки фрахта, что обусловлено комплексом факторов: глобальный рост спроса в сегменте электронной коммерции, дефицит порожних контейнеров и провозных емкостей на сети железных дорог, поясняет представитель Global Ports. В связи с тем, что стоимость перевозок резко выросла, основной рост доходов наблюдается у судоходных линий, резюмирует он.

Также растут грузовые авиаперевозки. По сравнению с допандемийным уровнем они увеличились втрое.

В отличие от грузового ни один из сегментов пассажирского транспорта до сих пор не восстановился, следует из данных Минтранса. В первой половине 2021 года пассажирооборот гражданской авиации составил 91 млрд п-км, что на 20% меньше аналогичного периода 2019 года. На железной дороге он также снизился на 20%, до 46 млрд п-км, перевозки пассажиров автотранспортом и внутренним водным транспортом – на 22% (до 43 млрд п-км и 0,1 млрд п-км соответственно), морским – на 23% (до 0,01 млрд п-км).

Убыток крупнейших российских пассажирских авиакомпаний в 2020-м превысил 120 млрд рублей на фоне карантинных мер и стагнации доходов населения. В 2021 году они только начали восстанавливаться, в первую очередь благодаря увеличению полетов по России: пассажирооборот на внутренних авиалиниях по итогам первого полугодия достиг 71 млрд п-км (рост на 18% к аналогичному периоду 2019 года). Благодаря этому авиакомпании в первой половине 2021 года вдвое сократили убытки – с 122 млрд до 55 млрд рублей, указано в отчете НКР.

В любом случае на прогнозы развития авиационного и железнодорожного пассажирского сообщения влияет неопределенность ситуации с введением QR-кодов. В случае, если их проверка станет обязательной в начале 2022 года, число поездок пассажиров в поездах дальнего следования и в самолетах может заметно снизиться при сохранении текущих темпов вакцинации; соответственно, заметно уменьшится и выручка перевозчиков, прогнозируют аналитики НКР.

Из-за введения QR-кодов трафик на внутренних авиалиниях может сократиться на 50%, считают в S7, крупнейшей частной авиакомпании России. С этой оценкой согласны в Utair и Международной ассоциации аэропортов.

Аналитики НКР уверены, что в целом прибыль и объемы пассажирских железнодорожных перевозок восстановятся в 2022 году, авиаперевозок – только в 2024 году. В ноябре глава группы «Аэрофлот» Михаил Полубояринов на встрече с президентом Владимиром Путиным говорил, что мировая авиаотрасль находится в глубоком кризисе. По его оценке, возврат российского рынка авиаперевозок к уровню 2019 года ожидается не ранее 2023 года.

Артем Кореняко, rbc.ru

« »

Читайте также