bannerHeader1bannerHeader2
bannerHeader1bannerHeader2
bannerHeader bannerHeader bannerHeader

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

Вызов принят

02.07.2021

Вызов принят

Международный союз автомобильного транспорта опубликовал доклад, в котором представлена информация о деятельности IRU в 2020 году. Главный вывод заключается в том, что отрасль коммерческого автомобильного транспорта выстояла в условиях кризиса и справилась с экономическими вызовами в связи с пандемией COVID-19. Открывались новые торговые коридоры, обеспечивались безопасность и эффективность грузовых доставок по всему миру.

Уже в начальный период пандемии, когда отчетливо проявилось снижение экономической активности, Международный союз автомобильного транспорта обратился к правительствам с настоятельным призывом срочно поддержать операторов пассажирских и грузовых автомобильных перевозок целевыми финансовыми мерами. Приоритетом широкой информационной кампании было предотвращение краха цепочек поставок и сетей мобильности.

IRU совместно с другими структурами, включая Международную организацию труда, Международную федерацию транспорта, Всемирный совет по туризму и путешествиям, обращался с заявлениями сохранить границы открытыми для жизненно важных коммерческих услуг автомобильного транспорта. Незаменимой при этом стала поддержка ООН, когда Генеральный секретарь Антониу Гутерриш назвал eTIR и e-CMR важными инструментами в доставках товаров, позволяющими избегать физического контакта между транспортными и таможенными работниками в период пандемии.

В Европе действия МСАТ обеспечили непрерывность грузовых доставок, были внедрены «зеленые полосы» для движения коммерческого транспорта без ограничений. В условиях быстро меняющейся ситуации IRU информировал национальные ассоциации-члены о положении дел, регулярно предоставлял обновленные сведения о границах, вводимых ограничениях, перекрытиях дорог. Была запущена платформа, включающая флеш-информацию по планированию маршрутов, нормативным и правовым обновлениям, а также отраслевые аналитические материалы и отчеты. Осведомленность транспортных компаний позволяла им предпринимать оперативные действия и вовремя оповещать водителей в рейсе.

В июле прошлого года IRU опубликовал подробные предложения по единой европейской зоне правоприменения, в которых были изложены десять шагов видения стратегии по обеспечению соблюдения правил дорожного транспорта и логистики. В соответствии с ними Европейская комиссия организовала серию семинаров по цифровизации, умной мобильности, правилам вождения и отдыха.

По-прежнему проводилось глобальное лоббирование по расширению использования эко-грузовиков для ускорения декарбонизации транспорта во всем мире, включая гармонизацию правил трансграничных операций, стимулирование использования альтернативных видов топлива. Внедрение экономически эффективных мер в секторе коммерческого автомобильного транспорта позволит сократить выбросы CO2 в период до 2050 года более чем на 13 млрд тонн.

  • IRU проанализировал широкий круг вопросов, связанных с влиянием пандемии на сектор коммерческих автоперевозок, водителей, специалистов, клиентов. Они касались прогнозируемых доходов транспортных компаний, рисков неплатежеспособности и банкротства, эффективности мер государственной поддержки.

В августе 2024 года вступит в силу одобренное ЕС постановление о внедрении eFTI. Документ устанавливает правовые рамки, позволяющие операторам автомобильного, железнодорожного, морского и воздушного транспорта обмениваться данными с органами власти в электронном формате.

По оценке IRU, этот важный шаг принесет значительные преимущества для сектора грузовых автомобильных перевозок Евросоюза. Сейчас в Европе имеется множество разнообразных платформ для информирования о доставках товаров. Однако несовместимость этих IT-решений часто подвигает к предпочтению бумажной документации, что является довольно дорогостоящим и трудоемким процессом.

Регламент eFTI будет стандартизировать использование электронных сведений в качестве единой нормативной основы. Это, в свою очередь, послужит стимулом для перевозчиков к переходу на цифровой формат, считают в IRU. Оцифровка также упростит административные процедуры, сократив время ожидания во время проверок. По оценкам Еврокомиссии, европейские перевозчики смогут сэкономить до 27 млрд евро в течение следующих двух десятилетий.

К 2022-му планируется разработать технические стандарты для платформ eFTI, а спустя два года перевозчики будут иметь возможность предоставлять электронные данные в согласованном формате во всех государствах – членах ЕС.

  • Ежегодное исследование IRU по нехватке водителей в 2020 году отразило тревожную тенденцию дефицита подготовленных кадров во всех регионах мира. Опрос 800 автотранспортных компаний из более чем 20 стран выявил наибольшую остроту данной проблемы в Евразии, где вакантны 20% мест. Сложные условия труда в период пандемии еще больше усугубили ситуацию. При этом наблюдаются трудности с доступом в профессию женщин и молодежи.

С 25 мая вступило в силу новое Приложение 11 к Конвенции МДП. Это правовая основа для цифровой системы eTIR (таможня–таможня), которая обеспечивает безопасный обмен сведениями о международном транзите товаров, транспортных средств или контейнеров в соответствии с положениями Конвенции МДП между национальными таможенными системами.

– Запуск eTIR, глобального инструмента Организации Объединенных Наций по упрощению пересечения границ, еще больше укрепит систему МДП, сделав ее более эффективной и конкурентоспособной, позволит осуществлять безбумажные и бесконтактные операции по пересечению границы, что очень важно во время пандемии COVID-19, – уверена исполнительный секретарь ЕЭК ООН Ольга Алгаерова.

В свою очередь начальник отдела транзитных операций Государственного таможенного комитета Азербайджана Фарид Валиев считает:

– Полная цифровизация глобальной транзитной системы, предусмотренной Конвенцией МДП (1975 г.), является важной вехой в повышении эффективности таможенных формальностей при международных перевозках. Вступление в силу Приложения 11 открывает новую эру для всех заинтересованных сторон – таможни, транспортных операторов и торгового сообщества, обеспечивая бесперебойность и эффективность взаимодействия.

Окончательная правовая база электронного формата системы МДП была создана после более чем десятилетнего планирования, инвестиций и испытаний при поддержке таможенных органов, национальных ассоциаций, других региональных и международных органов. В настоящее время Азербайджан, Грузия, Иран (Исламская Республика), Молдова, Пакистан, Таджикистан, Тунис, Турция и Узбекистан находятся в процессе объединения своих таможенных информационных систем с eTIR. Кроме того, Европейский союз завершает работу над концепцией взаимодействия Новой компьютеризированной транзитной системы (NCTS) и eTIR.

  • В период пандемии операторы коммерческого автомобильного транспорта все чаще стали обращаться к цифровизации для сокращения затрат, улучшения услуг и сокращения вредных выбросов.
  • Проведенный МСАТ опрос показал, что 86% европейских операторов транспорта и мобильности рассматривают инвестиции в инновации в области безопасности дорожного движения как явную возможность для роста бизнеса.

Обеспечивать информацией о ценах для возможности принятия оптимальных деловых решений позволяет новое партнерство IRU с цифровой торговой площадкой Upply, предназначенной для операторов автомобильного транспорта и специалистов по цепочкам поставок. Для того чтобы участники коммерческих автомобильных грузоперевозок могли извлечь максимум пользы из новых цифровых технологий, им предоставляются важные сведения, которые становятся своеобразным ключом к более эффективному, прозрачному и справедливому рынку.

Информацию Upply о ценах на автомобильные перевозки теперь можно получать с помощью онлайн-сервиса аналитической платформы IRU. Она объединяет нормативные и оперативные данные для планирования рейсов и сведения о ключевых отраслевых тенденциях для долгосрочного стратегического планирования.

Генеральный директор Upply Борис Перне утверждает:

– Информация становится действительно ценной только тогда, когда ею делятся. Помогая IRU обогащать аналитическую платформу с помощью наших знаний о ценообразовании в области транспорта, мы работаем над достижением этой цели. Более того, мы глубоко признательны за возможность сотрудничества с такой значимой международной организацией. Я убежден, что наше партнерство поможет членам IRU оптимизировать процесс принятия решений.

Директор Департамента общеорганизационного обслуживания IRU Венсан Эрар добавляет:

– Платформа уже содержит множество полезных данных для стратегических деловых решений. Добавив предоставляемую Upply информацию о ценообразовании, мы еще более расширяем возможности наших членов, снабжая их всеми необходимыми для достижения успеха инструментами.

Сведения о ценах на транспортном рынке и динамике тарифов на грузовые доставки крайне важны для всех участников логистической цепочки – отправителей, экспедиторов, профессиональных организаций и перевозчиков. С помощью базы данных, содержащей 250 млн единиц информации, Upply разработаны уникальные статистические и алгоритмические модели для получения надежной аналитики. Члены IRU могут просматривать сведения за два последних года по девяти крупнейшим европейским маршрутам, пролегающим через Францию, Германию, Италию, Польшу и страны Бенилюкса.

Новое партнерство также позволит членам IRU ознакомиться с другими решениями Upply для сравнения и анализа тарифов на грузоперевозки, отслеживания тенденций.

Раду Динеску, президент IRU:

– Интенсивность и глобальный характер кризиса обострили многие проблемы, с которыми мы сталкиваемся каждый день. Несмотря на риски и ограничения, изменения в структуре логистических цепочек поставок, продолжалось перемещение людей и товаров 24 часа в сутки, семь дней в неделю.

Почти для всех транспортных компаний пандемия означала резкое и фундаментальное изменение деятельности. Потери доходов только для мирового сектора пассажирского и грузового автомобильного транспорта составили почти 1 трлн долларов США. В этой связи IRU вновь призывает международные организации и правительства к принятию важнейших мер поддержки и координации мировой экономики и сообществ.

2020-й стал для Международного союза автомобильного транспорта годом внедрения новых услуг, бизнес-направлений, развития внутренних процессов, продвижения цифровизации. В период пандемии произошло снижение выдачи книжек МДП в одних частях мира, но в то же время наблюдалось увеличение их объемов в других ключевых местах. Вырос интерес присоединения к IRU, особенно среди многонациональных компаний. В состав нашей организации вошли 11 новых членов.

Вызванная пандемией неопределенность будет сопровождать нас в течение некоторого времени. Однако среди проблем кроется потенциал возможностей, что сослужит хорошую службу в будущем.

Умберто де Претто, генеральный секретарь IRU:

– Работа IRU лежит в основе решения самых насущных социальных, экономических и экологических проблем, которые инкапсулированы в цели ООН в области устойчивого развития. В этой связи автомобильный транспорт является позитивной силой для улучшения нашего мира в предстоящие годы.

Кризис далек от завершения, но заметен проблеск света в конце туннеля. Хотя миллионы транспортных операторов все еще сталкиваются с пагубными проявлениями пандемии, они смотрят вперед с надеждой и планами.

Главным приоритетом IRU остается удовлетворение потребностей членов в преодолении последствий пандемии. Наши усилия по-прежнему направлены на оказание адресной финансовой поддержки и ослабление ограничений для операторов, внедрение цифровых инструментов, координацию совместных мер для лучшего будущего.

Стимулирование цифровизации, формирование системы безопасных парковок, улучшение условий труда водителей, привлечение в отрасль молодежи и женщин, декарбонизация дорожно-транспортных сетей – это лишь часть глобальных направлений деятельности транспортных операторов, поставщиков, пользователей и регулирующих органов. Вместе мы будем способствовать восстановлению рынка и решать насущные проблемы.

Журнал «Транспорт & Транзит»

« »

Читайте также