Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

За деньгами – не ходите

24.10.2025

За деньгами – не ходите

Президент Беларуси Александр Лукашенко на рабочем совещании с руководством Совета Министров республики рассмотрел тему дальнейшего развития Белорусской железной дороги.

– Бесспорно, железная дорога – важнейшее предприятие не только транспортной отрасли, но и всей страны. Ежегодно по ней перевозятся десятки миллионов тонн грузов: сырье, импорт, экспортные поставки нашей продукции. Для людей – самый дешевый и безопасный способ передвижения. И хотя пассажирские перевозки – скорее социальное, а не коммерческое направление работы, развивать нужно оба, – сказал глава государства.

Он констатировал, что из-за санкций, а также ситуации в Украине, где несколько белорусских товарных составов буквально по-пиратски были захвачены и удерживаются, грузопотоки пришлось кардинально трансформировать, искать новую логистику. Хоть доходы и просели, но в целом перевозочная деятельность БЖД остается прибыльной.

– Как мне докладывают, финансовое положение предприятия сейчас отягощают высокие расходы по обслуживанию кредитов, привлеченных под инфраструктурные проекты и закупку нового подвижного состава, – отметил Президент.

Чтобы стабилизировать ситуацию, подготовлен проект распоряжения о государственной поддержке Белорусской железной дороги.

– На первый взгляд, надо, наверное, помочь. Но давайте разберемся, в какой части мы будем оказывать эту помощь. Вообще, в очередной раз публично вас предупреждаю: прекратите ходить сюда за деньгами. Есть трудовые коллективы, есть компетенции. В данном случае есть поезда, автомобили, самолеты, вертолеты и прочее. Летайте и передвигайтесь, – сказал Александр Лукашенко. – Давайте разберемся, проблемы действительно обусловлены внешними факторами, которых сегодня нет и быть не может – я вас предупреждал много лет тому назад, или это недоработки и халатное отношение к своим обязанностям руководства отрасли и БЖД? Может, это самые бедные наши люди? Беднее, чем в сельском хозяйстве или в Витебской области? Все говорят: «Нет». Тогда чего вы ко мне пришли? – спросил глава государства.

Он отметил, что также нужно понимать, какие меры по решению проблем уже приняты правительством и какой от этих мер эффект.

– Я, когда говорю о том, что надо железную дорогу поддерживать, я вспоминаю недавние доклады правоохранительных органов. Мы там, по-моему, немало должностных лиц отправили на «посиделки». И они пришли просить деньги из бюджета или какой-то помощи (отсрочки, рассрочки), – заметил Александр Лукашенко. – И еще: достаточно ли затянули пояса? Не можете – затягивайте пояса. Начнете «умирать» – тогда приходите, будем думать, что с вами делать.

***

Валерий Веренич, начальник БЖД:

– Президент поддержал наши предложения, которое внесены в проект распоряжения о государственной поддержке БЖД. Это накладывает определенные обязательства на коллектив Белорусской железной дороги и призвано мобилизовать усилия по всем направлениям. А направлений достаточное количество для того, чтобы получить в ближайшем будущем тот результат, который мы планируем, и который мы закладывали в свои бизнес-планы.

БЖД не просило выделения новых средств. Речь идет о продлении срока погашения по ранее взятым кредитам. Есть определенная сумма, которую надо отдать за 5 лет. Это для нас очень тяжелая финансовая нагрузка.

Дело в том, что в настоящее время перевозочная деятельность БЖД дает прибыль, но ее недостаточно для того, чтобы закрыть все обязательства по кредитам, которые брались до этого. Мы попросили подвинуть сроки еще на 5 лет – до 2035 года. Соответственно, уменьшится финансовая нагрузка по возвращению кредитов, а высвободившееся средства можно будет вложить в ремонт, инфраструктуру, развитие. Кредиты ранее брались на покупку подвижного состава, электрификацию – реализацию больших инфраструктурных проектов. Вкладывая средства в производство, мы понимаем, что мы дальше можем заработать.

« »

Читайте также