Зри в оба
17.10.2025
При каком зрении можно получить водительские права? В идеале острота зрения у водителя должна быть равна 1 в каждом глазу (или visus = 1.0). Это значит, что человек четко видит нижнюю, 10-ю строчку с буквами из 12 по стандартной таблице Сивцева. При такой остроте зрения можно получить права на любой вид транспорта.
Допустимое зрение для водителей определено в постановлении Минздрава № 78 от 28 апреля 2008 года, где перечислены все заболевания и противопоказания, запрещающие человеку управлять транспортными средствами (запреты могут носить как временный, так и постоянный характер).
Острота зрения должна соответствовать нормам, принятым для каждой категории вождения. Если у человека плохое зрение и он до этого не пользовался средствами оптической коррекции, врач-офтальмолог может выписать рецепт на очки или линзы, но комиссию нужно будет пройти еще раз уже в них. Во время медкомиссии могут проверить будущего водителя на наличие дальтонизма, нарушение цветовосприятия, врожденной или приобретенной аномалии, при которой он не способен различать некоторые оттенки и цвета. Кроме того, проверяется радиус пространства, которое человек может охватить взглядом – это позволит выявить признаки развивающихся серьезных глазных патологий (катаракта и глаукома). Если угол обзора не соответствует требованиям постановления № 87, потенциальному водителю может быть отказано в выдаче справки о годности для вождения.
Если зрение неидеальное, то в медсправке будет указано, что управлять автомобилем можно только в очках или линзах. Таким водителям выдаются права со специальной пометкой в п. 12. Это пиктограмма «очки», которая означает, что человек может водить автомобиль только в средствах оптической коррекции.
Водитель с подобной отметкой в правах, но находящийся за рулем без очков признается не имеющим права управления транспортным средством. Это влечет наложение штрафа в размере от пяти до 20 базовых величин. За повторное в течение года нарушение – от 20 до 50 базовых величин, или общественные работы, или административный арест.
Матвей ПРОХОРОВ, «Транспортная безопасность»
