Футуризм и реальность
14.10.2025
Автомобильные грузоперевозки сегодня сталкиваются с рядом системных вызовов, которые заставляют логистические компании искать принципиально новые подходы к организации доставок беспилотным транспортом.
Среди ключевых проблем:
– острый дефицит кадров водителей, изменение возрастной структуры в сторону «старения», слабый приток молодых специалистов, не позволяющий компенсировать существующую нехватку;
– увеличение операционных издержек из-за удорожания новой техники и запасных частей, высокой волатильности стоимости топлива, системы взимания платы с грузовиков «Платон», высокой ставки рефинансирования;
– значительный рост спроса на доставку, что вызвано бумом электронной коммерции и активным развитием маркетплейсов, которым требуются быстрые и надежные цепочки поставок. Дополнительный стимул дает рост оборотов промышленных производств, нуждающихся в регулярной транспортировке сырья и товаров.
Для некоторых компаний этой стало драйвером поиска инновационных путей, и наиболее перспективный из них – интеграция беспилотных грузовиков. Внедрение автономного транспорта рассматривается не только как ответ на кадровый голод и высокую стоимость, но и как способ долгосрочно повысить безопасность, управляемость и экономичность перевозок.
Первый серьезный эксперимент с беспилотными грузовиками стартовал на российском рынке в 2022 году. Для маршрута был выбран коридор Москва – Санкт-Петербург на трассе М-11 «Нева», которая стала первой в России, где официально запустили экспериментальный правовой режим (ЭПР) использования беспилотных грузовиков. Однако важно понимать: пока он единственный в РФ, что существенно ограничивает масштабируемость решения.
Трасса М-11 оснащена всей необходимой инфраструктурой: качественным дорожным покрытием, разметкой, стабильной связью и цифровым двойником – виртуальной моделью, обеспечивающей круглосуточный мониторинг и поддержку движения автономных грузовиков. Интеллектуальные системы обмениваются данными о дорожной обстановке, погодных условиях и аварийных ситуациях, что позволяет «беспилотникам» безопасно передвигаться.
Со слов участников проекта, рабочая цепочка беспилотного рейса выглядит так. На объекте (складе) производится загрузка прицепа товарами. Маневровый тягач с водителем доставляет его до специализированного хаба – промежуточной логистической точки на трассе М-11, где прицеп передается «беспилотнику», который далее ведет груз по трассе в пункт назначения. По прибытии происходит обратная перецепка на маневровый тягач с водителем, который доставляет груз до конечной точки выгрузки.
При этом внедрение беспилотного транспорта подразумевает для участника настройку ряда процессов:
– технологическая интеграция с платформами операторов или использование общих облачных документов, где каждый участник процесса вносит свои данные. Последнее решение более гибкое и вполне достаточное;
– безопасность. Оснащение беспилотных тягачей камерами и лидарами – технологией дистанционного зондирования, которая позволяет измерять точные расстояния в окружающей среде в реальном времени с помощью лазерных лучей. Система контроля движения подключена к навигационным и мониторинговым сервисам. Наблюдение за грузовиками ведет оператор, а в период тестов в машине присутствует инженер-водитель для экстренного реагирования.
Экономические расчеты показывают, что использование «беспилотников» снижает расходы компании на перевозки примерно на 4%. Скорость доставки увеличилась на 30% по сравнению с обычными рейсами, что в среднем сокращает время транзита на 6–7 часов. При этом стабильность соблюдения графика повысилась: 98–99% рейсов проходят в указанные временные окна благодаря прописанным нормативам загрузки, выгрузки, движения и операций в хабе.
По данным Минтранса России и операционных компаний, в 2025 году на трассе М-11 работают уже более 60 беспилотных грузовиков, а к концу года этот показатель возрастет до 100 единиц. Результаты подтверждают технологическую и экономическую состоятельность направления: средняя скорость движения «беспилотников» на М-11 выше на 11%, чем у классических грузовиков; расходы на топливо и износ комплектующих меньше на 10-14%; заметное снижение простоев автопарка, связанных с кадровым дефицитом.
Будущее массового внедрения беспилотных грузовиков зависит от технической готовности не только дорог, но и складских объектов, грузоотправителей и получателей. Скорее всего, «беспилотники» останутся дополнением к классической логистике на ближайшие 5-10 лет, играя важную роль на обкатанных, технически оснащенных маршрутах. Но с развитием технологий их роль будет постепенно расти.

